Логотип
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Мрожек в «Свободном пространстве»

«ЭС»№ 11-12, апрель 2006 г.

 

Недавнюю премьеру Орловского театра для детей и молодежи «Свободное пространство» под руководством Александра Михайлова никак не назовешь рядовой. По многим причинам, речь о которых впереди. В конце марта на "Бойню" Славомира Мроже-ка приехал целый междуна­родный десант, в том числе и официальные лица. После просмотра спектакля в теат­ре прошла конференция, по­священная драматургии польского классика (Мрожек был приглашен на премьеру, но приехать, к сожалению, не смог). "ЭС" попросила Сер­гея МАРГУЛИСА рассказать о своих впечатлениях

- Предыстория проекта та­кова. Некоторое время назад в Орле появился польский биз­несмен, строящий в городе предприятие "Биотон Восток" по производству лекарствен­ных препаратов. Он оказался не только бизнесменом, но и меценатом. Он предложил теа­тру "Свободное пространство" свою кандидатуру не только в качестве спонсора, но и про­дюсера будущего спектакля. Им были предложены конкрет­ное название - "Бойня" Славо­мира Мрожека и конкретная постановочная бригада, при­бывшая в Орел из Польши, -режиссер Гжегож Мрувчинь-ски, художник Марианн Ивано­вич, композитор Збигнев Виш-невски. Напомним читателю, что "Бойня" - это радиопьеса,

сер присягает на верность псевдоусловному театру, ко­гда не нужны психологические мотивировки внутреннего по­ведения персонажа, когда нет необходимости выстраивать внутреннюю логику действия. И как сам Гжегож Мрувчинь-ски признался на обсуждении, он пользовался "пунктирной режиссурой". Действительно, он выделяет для каждого пер­сонажа в спектакле узловые точки. И персонаж движется от одной точки к другой более менее точно. Первый - репор-тажный, почти телевизионный план очень мощно срабатыва­ет. Режиссер ставит спектакль о таланте и жлобстве, хотя пьеса, конечно, глубже и не со­всем об этом.

Кстати, о таланте главного-героя судить сложно: вдохнов­ленный самим Паганини, скри­пач играет музыку самого Па­ганини под фонограмму. Но можно смело говорить о талан­те исполнителя - артиста Дми­трия Зайцева. У него есть за­мечательные простодушие и наивность. Эти качества важ­ны в трактовке образа. И .в те моменты, когда режиссер дает актеру внятные задачи, - Зай­цев становится интересным, даже неожиданным. Если же говорить о достоинствах "Бой­ни" - у нее есть темп и энергия, она выверена и сделана по хрестоматийным законам, как нужно играть абсурдистскую пьесу. Надо играть парадок­сально. Сегодняшний зритель "Свободного пространства" легко считывает этот парадок­сальный язык. Он вовлечен в


написанная в 1973 тду. У нас когда-то ее пытались играть и разных городах, в небольших студиях, но заметных постано­вок в крупных, известных кол­лективах нашей страны не бы­ло. Поэтому спектакль театра "Свободное пространство" вполне можно считать россий­ской премьерой этой пьесы.

Как часто случается с дра­матургией театра абсурда, -тексты, когда-то казавшиеся странными, сложными по сти­листике и языку, - нынче вос­принимаются чуть ли ни как актуальные репортажи. Так произошло и с "Бойней". Сама пьеса распадается на две час­ти. Первая, почти бытовая, рассказывает о том, как глав­ный герой - юный скрипач влюбился в соседку-флейтист­ку. Но мама скрипача непре­рывно подслушивает под две­рью, как идут музыкальные за­нятия, и, застав сына с воз­любленной, оказывается кате­горически против этого союза и вообще против взросления мальчика. В результате кон­фликта с девушкой, мама ее-изгоняет, и оставшийся одино­ким герой, лишенный возмож­ности реализовать себя, свои нарождающиеся чувства, на­чинает предаваться фантази­ям. В его комнате оживает бюст Паганини, и великий ком­позитор наделяет юного скри­пача даром гениального музы­канта. На этом завершается первая часть пьесы.

Вторая часть - замечатель­ный концерт скрипача в зале Филармонии, посвященный юбилею города, в котором жи­вут персонажи пьесы Мроже-ка. Во время концерта на сцену врывается Мясник, и постепен­но зал Филармонии превраща­ется в показательную бойню. Все герои, и, прежде всего, мо­лодой скрипач, находят себя в разделывании туш. Все помыс­лы,  искушения  героя  полно-стью реализуются в кровавой расправе, жертвой которой он в конце концов становится. На­до сказать, что этот сюжет причудливо накладывался на конкретную историю, произо­шедшую в Орле, когда зал го­родской Филармонии был при­ватизирован, и здание стали использовать в совершенно ином качестве.

Главной задачей постанов­щика было превращение Фи­лармонии в бойню. Он выстро­ил достаточно динамичное действо, ясное, плакатное, сильно воздействующее на публику своей похожестью на современные реалии, своей уз­наваемостью. Режиссер пере­нес действие в зал театра (он и становится той Филармонией, где происходят события пье­сы). Персонажи взывают к пуб­лике. А среди публики находятся подсадные студийцы, которые свистят, неистовству­ют, топают ногами, кричат, устраивают оргию. Стоит ска­зать о том, что режиссер, забо­тясь о динамике действия, со­кратил пьесу почти наполови­ну. Спектакль получился пуб­лицистическим. Правда, имен­но такая форма энергичного, эффектного зрелища, почти политического шоу, несколько затушевывает главную мысль, философию Мрожека, считав­шего, что причиной всех катак­лизмов, всех переворотов и всех абсурдных ситуаций, яв­ляется сам человек, который в какой-то момент пошел на компромисс со своей совестью. У Мрожека, в отличие от Ионе­ско и Беккета, абсурд ситуа­ции всегда коренится в кон­кретных человеческих поступ­ках,  человеческих отношениях. Абсурд навязан маленько­му человеку. Если вспомнить другую пьесу Мрожека - "Ка-роль", то ее главное событие -не тотальный отстрел, а тот факт, что жертва добровольно становится стукачом. В "Стриптизе" - дело не в непо­нятной политической ли, мис­тической ли силе, уродующей, раздевающей главных героев, а в том, что герои пытаются за­игрывать с этой силой. Если го­ворить о "Бойне", то все после­дующие катастрофические со­бытия происходят оттого, что одна конкретная мама совер­шила безнравственный посту­пок. Из изначальной бытовой безнравственности вырастает безнравственность глобаль­ная. Но эта мысль, видимо, по­становщика не слишком волно­вала. А волновала его сама чу­довищность ситуации.  Режис дойстоио и вообще принимает "Бойню" очень хорошо. Так что спектакль вполне можно на­звать успешным.

Теперь о конференции, по­священной творчеству Славо-мира Мрожека. Она была орга­низована Польским посольст­вом в Российской Федерации и Польским Культурным Цент­ром. Присутствовали директор Центра, доктор Хероним Граля, заведующая отделом культуры и науки Посольства Польши Малгожата Шняк, заведующий отделом дипломатического Протокола Посольства Анджей_ Мойковский, представители института Адама Мицкевича в Варшаве, переводчик Ксения Старосельская. На конферен­ции говорили о проблемах по­становки пьес Мрожека, в ча­стности, о том, насколько мо­жет быть применима к ним сис­тема Станиславского. Встреча прошла тепло. Зал, как на спе­ктакле, так и на конференции, был полон, присутствовала ин­теллигенция города, педагоги Орловских гуманитарных фа­культетов. Было много журна­листов, задававших порой очень острые вопросы.

Нельзя не отметить, что те­атр вполне оправдывает свое название "Свободное про­странство". Вспомним "италь­янский сезон", когда в театре шли пьесы по итальянской драматургии, и артисты вместе с режиссером осваивали дос­таточно сложную эстетику. Те­атр давным-давно преодолел так называемую "тюзятину". Это команда, которую много лет воспитывает художествен­ный руководитель "Свободного пространства" Александр Ми­хайлов, время от времени по­полняя труппу своими ученика­ми - выпускниками Студии при театре, курса Института куль­туры.


 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика