Логотип
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

СПРАВКА

СПРАВКА

о возможности установления субъектами Российской Федерации

 запретов и ограничений курения табака

 

Курение табака относится к явлениям, опасным для жизни и здоровья человека. В Российской Федерации право гражданина на охрану здоровья признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации в числе других конституционных прав и свобод человека и гражданина (пункт 1 статьи 17, статьи 41). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья (статья 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 - далее - Основы).

В результате запреты и ограничения курения табака находятся в области общественных отношений по охране здоровья граждан, а их установление является мерой защиты права граждан на охрану здоровья. Данный факт подтверждается преамбулой Федерального закона от 10 июля 2001 года № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», в соответствии с которой, указанный федеральный закон определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения.

Анализ Конституции Российской Федерации и действующего законодательства Российской Федерации в области охраны здоровья граждан подтверждает, что установление запретов и ограничений курения табака находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а именно:

- в соответствии с пунктом б) части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита прав и свобод человека и гражданина;

- согласно подпункту 2) статьи 5 Основ, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны и здоровья. В соответствии с подпунктами 2) и 1) абзаца первого статьи 6 указанных Основ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся: защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан; принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением.

В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить указанным федеральным законам.

Таким образом, орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять нормативный правовой акт, в котором устанавливаются запреты или ограничения курения табака. Такой нормативный правовой акт должен быть принят в соответствии с Федеральным законом «Об ограничении курении табака» и не может ему противоречить.

Федеральным законом «Об ограничении курения табака» (статья 6) установлен запрет на курение табака в определенных общественных местах, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака, а именно: на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти.

Исходя из того, что установление запретов и ограничений курения табака направлено на защиту конституционного права гражданина на охрану здоровья, представляется возможным в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации установить следующие запреты и ограничения курения табака:

1) установить запрет курения табака (то есть, без разрешения курения в специально отведенных местах) в общественных местах, указанных в статье 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака», определив при этом такие общественные места;

2) установить запрет или ограничение на курение табака (то есть, с разрешением курения в специально отведенных местах) в иных общественных местах, не указанных в статье 6 Федерального законе «Об ограничении курения табака», определив при этом такие общественные места.

Нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, в котором установлены такие запреты и ограничения курения табака, будет принят в соответствии с Федеральным законом «Об ограничении курения табака» и не будет ему противоречить по следующим основаниям.

Установление указанных запретов и ограничений есть расширение и усиление защиты права гражданина на охрану здоровья по сравнению с федеральным законом. Это установление дополнительных гарантий защиты данного права к тому минимуму гарантий, который установлен федеральным законом.

Например, курение даже в специально отведенных местах в общественных помещениях, в которых курение запрещено, наносит вред здоровью некурящих граждан, находящихся в таких помещениях и посещающих их (некурящие граждане так или иначе соприкасаются со специально отведенными местами, в том числе, проходят через них; табачный дым имеет способность распространяться из специально отведенных мест в места, в которых находятся некурящие граждане). Кроме того, существуют общественные места, курение в которых еще более является опасным для здоровья человека, чем те места, которые установлены в федеральном законе (например, места общественного питания, где табачный дым вдыхается и попадает в организм вместе с пищей). Поэтому, исключение курения табака в специально отведенных местах по сравнению с федеральным законом, и установление запретов и ограничений курения табака в иных местах, не указанных в федеральном законе есть не противоречие ему, а улучшение положения как некурящих, так и самих курящих граждан, имеющих конституционное право на охрану здоровья, это усиление защиты их права.

При этом никакие дополнительные ограничения прав других лиц по сравнению с федеральным законом такими запретами и ограничениями не устанавливаются. Ни в Конституции Российской Федерации, ни в действующем законодательстве Российской Федерации не существует «прав» курящих граждан отравлять табачным дымом некурящих граждан и наносить тем самым вред своему здоровью и здоровью некурящих граждан.

Возможность установления в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации указанных запретов и ограничений курения табака косвенно подтверждается действующим законодательством Российской Федерации в области защиты прав потребителей. Пункт 5 Правил оказания услуг общественного питания (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997г. № 1036 в редакции от 10.05.2007г.) предоставляет исполнителю услуг общественного питания самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг (то есть, местах общественного питания) правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие). Если исполнитель услуг (организация, индивидуальный предприниматель) может установить ограничение курения в общественном месте, не указанном в федеральном законе, то субъект Российской Федерации (государственное образование), используя свои полномочия в сфере совместного ведения с Российской Федерации, также вправе это сделать.

Нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, устанавливающий запреты и ограничения курения табака должен быть принят законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, так как именно данный орган осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации (подпункт б) пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

 

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика