При Кафедральном соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы города Чебоксары организована и действует уже в течение более десяти лет детская православная воскресная школа. Сюда приходят не только те, чьи родители являются прихожанами собора, но есть и такие дети, родители которых церковь не посещают, но не запрещают делать это своим детям. На данный момент здесь обучается 30 детей разного возраста. В течение трех лет дети каждое воскресение после службы в храме приходят в класс, где им преподаются различные предметы. Основной преподавательский состав состоит из священнослужителей Кафедрального собора, добровольцев из числа учителей, преподающих предмет «Основы православной культуры» в школе и студентов музыкального факультета Чувашского государственного педагогического университета.
Основная деятельность воскресной школы направлена на:
- содействие формированию основ православного мировосприятия;
- воспитание культуры морально-этических поведенческих норм личной и общественной жизни через приобщение к духовно-нравстенным традициям русского народа, ценностям отечественной духовной культуры;
- воспитание в детях понятия чувства долга, любви, милосердия, патриотизма и жертвенности.
Подростки, зачастую испытывая тяжелейшие проблемы как морального, так и духовного характера, тем не менее неуклонно стремятся духовному возрастанию, зачастую увлекая за собой и своих родителей, воспитанных в атеизме, и это дает твердое основание для веры в то, что это есть начало духовного возрождения нашего Отечества. Необходимо научить детей давать достойные ответы на лукавые вопросы безбожного мира. Без духовного основания не может устоять никто. Духовность – это краеугольный камень любого построения, скрепа, без которой ни что не может удержаться. Человек, воспитанный в духе христианской морали и нравственности и живущий по законам духовной жизни, несет в себе огромный творческий и созидательный потенциал. ибо он имеет в себе непоколебимый стержень религиозной веры, который определяет направленность мыслей, идей, рассуждений и деятельности его носителя. Без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.
В процессе работы с детьми уже достигнуто ряд положительных результатов. Многие из числа тех, которые посещали воскресную школу и ее уже окончили, ныне являются студентами музыкальных факультетов в ВУЗах. Есть и такие, кто оканчивает регентское отделение Санкт-Петербургской Духовной Семинарии. Есть и те, кто уже создал свою семью. Но все они при этом остаются верными чадами Церкви Христовой. Те дети, которые еще учатся в воскресной школе, под руководством опытного регента активно участвуют в хоровом пении во время храмовых богослужений. Подростки из числа мальчиков привлекаются кроме хора, еще и к алтарному пономарскому служению. Они являются носителями основ нравственности и морали веры и ее проповедниками в своей семье, в среде своих сверстников, одноклассников, сокурсников и коллег по работе.
За годы работы школы накоплен определенный опыт обучения, сформировались свои традиции:
- проведение концертов и театрализованных представлений на праздники Рождество, Пасху, поздравление с днем Ангела владыку Варнаву;
- проведение паломнических поездок, экскурсий по святым местам;
- участие в конкурсах и фестивалях, которые проводятся между воскресными школами столицы и Республики;
- православные беседы с родителями.
В период, предшествующий великим церковным праздникам, количество детей, посещающих воскресную школу, значительно увеличивается. Это является показателем того факта, что в детско-юношеской среде существует реальная потребность в духовном окормлении, обретении наставнической поддержки со стороны священнослужителей и опытных наставников из числа мирян.
В процессе обучения используется литература и учебно-методические пособия в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в основном на бумажных носителях.
В настоящее время преподавание предметов проводится в виде лекций, обсуждений. В то же время анализ образовательных потребностей воспитанников и их родителей выявил необходимость использования и иных форм обучения. Однако для повышения эффективности обучения необходимо применение новых педагогических и информационных технологий и современных средств обучения.
Так в обучающем процессе можно использовать различные тематические видеоматериалы, ибо существуют многоразличные документальные и художественные фильмы духовно-нравственного, воспитательного и назидательного характера такие как учебно-документальные фильмы «Таинство Крещения», «Таинство Венчания», «История Троице-Сергиевой Лавры», художественные фильмы «Земная жизнь Иисуса Христа», «Камо грядеши», «Иосиф», «Моисей», «Авраам» и другие.
Так же есть затруднения с раздаточным материалом и наглядными пособиями, ибо нет своего компьютера для создания их в достаточном количестве, с помощью которого его можно было бы их создавать, комбинировать и производить коррекцию. Такие материалы во многом способствовали бы большей включенности воспитанников в обучающий процесс, также, имея этот материал у себя дома, они могли бы повторить его в кругу семьи, рассказать своим сверстникам.
Ко всему прочему, посредством сочетания компьютер-телевизор была бы возможность организовывать создание и просмотр различных тематических слайд-шоу во время объяснения той или иной темы урока.
Школа имеет свою библиотеку с достаточно большим наименованием, но чаще всего в одном экземпляре, в ввиду ограниченности средств на их приобретение. Поэтому воспитанники школы не всегда имеют возможность взять книгу на дом. Пополнение фонда библиотеки дало бы возможность домочадцам воспитанников также приобщаться к православной культуре.
Назрела необходимость взаимодействовать не только с республиканскими воскресными школами, но и обмениваться информацией и опытом с различными организациями и обществами, работающими в подобном направлении. Это было бы просто сделать через Интернет. Но поскольку церковные учебные заведения не являются светскими, то они не имеют бюджетного финансирования, не включаются в различные республиканские и федеральные программы, предусматривающие финансовую поддержку на информационные технологии.
Анализ существующего положения по деятельности воскресной школы показывает, что для повышения эффективности и для реализации основных направлений необходимы новые формы взаимодействия между бизнесом, общественными и религиозными организациями. Такой формой может стать социальное партнерство, основными принципами которого будут являться равноправие, взаимное уважение, учет интересов всех сторон.
Цель программы
Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в духе христианской любви и благочестия, подготовка подрастающего поколения к полноценному православному образу жизни в современном обществе через организацию социального партнерства между религиозными и светскими организациями.
Для достижения данной цели необходимо провести следующие мероприятия:
1. Разработать концепцию программы по «Основам православной культуры» с учетом трех возрастных групп:
Ø 1 – 4 классы;
Ø 5 – 8 классы;
Ø 9 – 11 классы.
2. Скорректировать учебную программу и проводить занятия с использованием новых информационных технологий и современных средств обучения (аудио, видео и оргтехники);
3. Подготовить тематический раздаточный материал, способствующий повышению эффективности обучения воспитанников школы.
4. Использовать возможности сети Интернет для установления партнерских отношений с религиозными, общественными организациями, светскими учреждениями, работающими в аналогичных направлениях.
5. Организовать духовно-нравственную поддержку родителям воспитанников школы в виде бесед, серии тематических встреч.
6. Пополнить библиотечный фонд воскресной школы.
7. Создать альбом истории жизни воскресной школы.
8. Продвигать идеи основ православной культуры, используя средства массовой информации.
9. Привлечь учителей, преподающих основы православной культуры, к проведению занятий в воскресной школе.
10. Провести конференцию (ноябрь-декабрь 2004 год) по обмену опытом и педагогическими разработками в области ведения занятий духовно-нравственного содержания в воскресной школе.
Материально-технические и человеческие ресурсы для обеспечения деятельности по Программе.
Материально-техническое обеспечение. Воскресная школа расположена на территории Кафедрального собора Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Чебоксары в 2-х этажном кирпичном здании. Для занятий имеется один учебный класс, помещение для библиотечного фонда и комната для православных бесед. В будущем планируется выделить классы для всех трех групп.
Человеческие ресурсы. Основной состав преподавателей:
- руководитель школы – иерей Владимир Захаров, выпускник Тобольской Духовной Семинарии (2001 г.), заведующий Отделом Религиозного Образования и Катехизации при ЧЧЕ. Также осуществляет связь с общественностью и молодежью. Прошел курсы повышения квалификации в Университете им. Шолохова по преподаванию «Основ православной культуры»;
- Иерей Александр Шмелев - выпускник Тобольской Духовной Семинарии, клирик Введенского собора;
- Трошина Анна Вячеславовна – студентка 4-го курса музыкального факультета Чувашского государственного педагогического университета;
- Захарова Екатерина Александровна - выпускница музыкального факультета Чувашского государственного педагогического университета.
Кроме основных преподавателей, осуществляющих свою деятельность на безвозмездной основе, к проведению занятий, праздников, театрализованных представлений, концертов привлекаются добровольцы из числа студентов, учителей школ и просто прихожан.
Результаты реализации Программы
Основными, базовыми результатами программы будут:
· Воспитанники школы, получившие определенный объем знаний по основам православного мировосприятия, духовно-нравственным традициям русского народа, ценностям отечественной духовной культуры и обладающие такими качествами как гражданственность, ответственность, терпимость, ориентированные на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего отечества, способствующие улучшению взаимопонимания между людьми.
· Консолидация представителей местного сообщества (родителей, прихожан, представителей светских структур) на основе принятия общих нравственных ценностей.
Обеспечивающие результаты программы:
· Концепция и учебные планы по программе «Основы православной культуры», которая является основополагающей по формированию православного мировосприятия, содержание которых направлено на приобщение к духовно-нравственным традициям русского народа и ценностям отечественной духовной культуры;
· Творческая команда православных педагогов, привлекаемых на благотворительной основе, с которыми проведены обучающие семинары согласно разработанной концепции по предмету и возрастным группам. Эта группа педагогов будет привлекаться к проведению занятий, где необходимо использовать различные инновационные виды обучения (тренинги, дискуссии, ролевые игры и т.п.);
· Техническое обеспечение деятельности воскресной школы: применение оргтехники для проведения занятий и подготовки методических и раздаточных материалов; использование тематических видеофильмов;
· Пакеты информационных и раздаточных материалов для проведения занятий;
· Использование Интернет-технологий в учебном процессе и в организации деятельности воскресной школы;
· Информационная поддержка деятельности воскресной школы посредством установленных взаимоотношений со СМИ;
· Пополнение библиотечного фонда с учетом закупленной литературы