Проблема профилактики легальных и нелегальных психоактивных веществ рассматривается в рамках единой стратегии, утвержденной Министерством образования Российской Федерации «О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде» от 28.02.2000 г. №619. В тоже время основной акцент всеми субъектами профилактики делается на недопущении употребления нелегальных наркотиков. Практически во всех превентивных программах, реализуемых среди несовершеннолетних, происходит недооценка вреда легальных ПАВ, прежде всего никотина и алкоголя.
Не учитывается динамика поступательности в формировании аддиктивного поведения. Именно приобщение к табаку является одним из первых шагов к его формированию.
В нашей стране распространенность табакокурения среди населения крайне высока: курят 65% мужчин и 25% женщин. Уровень табакокурения среди мужчин в регионах России составляет от 60 до 82 %, среди женщин – около 30 %.
В Чувашской Республике 40 % жителей являются потребителями табачных изделий. Данные социологических опросов свидетельствуют, что активными потребителями сигарет являются 15% мальчиков и 10,7 % девочек (по данным РФ – 31,25%). Средний возраст начала приобщения к потреблению табачных изделий в России - 8 лет, в Чувашской Республике – 11 лет.
Научными исследованиями установлена достоверная математическая связь между курением, алкоголизацией, наркотизацией.
Вероятность обращения подростка к наркотикам при отсутствии потребления алкоголя и табака, составляет 0,6% у мальчиков и 0,4% у девочек.
Поэтому проведение превентивных мероприятий, направленных на снижение уровня вовлечения в курение, является ведущим фактором профилактики потребления и наркотических веществ.
Профилактическая деятельность должна быть сосредоточена на следующих основных компонентах: личность подростка, его семью, микроокружение как школьное, так бытовое, среду, где проводит основное время.
Выделяют три основных вида профилактики: универсальная, избирательная, профилактика по показаниям.
Особенностями универсальной профилактики, которая направлена на все население, является то, что при работе не оценивается индивидуальный риск. Данный вид профилактики проводится на массовом уровне с использованием средств массовой информации и очень сложно провести грань между антирекламой и скрытой рекламой, особенно при проведении широмасштабной превенции, реализуемой в среде детей и подростков.
Избирательная профилактика направлена на подгруппы детей из групп риска, независимо от индивидуального риска. Данный вид профилактики предназначен специально для детей, в семьях, которых курят. Эта программа направлена на обучение стратегий позитивных жизненных навыков.
Профилактика по показаниям направлена на конкретных людей, имеющих проблемы с обучением, а так же поведенческие и эмоциональные проблемы. К данному виду превенции так же относятся технологии, направленные на работу с дисфункциональными семьями, использующие в воспитании ребенка дисгармоничные типы воспитания.
К эффективным профилактическим технологиям относят следующие программы, реализующие как однокомпонентные, так и многокомпонентные подходы. К этим программам относятся интерактивные школьные программы, программы, реализующие стратегии, основанные на альтернативной деятельности, на вовлечении семьи, на вовлечении сверстников «равный - равному».
В методиках превенции, проводимой среди детско-подростковой популяции, основополагающим является принцип позитива (как хорошо не курить, а не то как плохо курить).
Табачная зависимость (ТЗ) имеет психологическую и социальную составляющую.
Психологическая (поведенческая) составляющая ТЗ включает зависимость от процесса табакокурения, от стереотипа курительного поведения, который формируется и закрепляется на основе условно- рефлекторной связи. По механизму условного рефлекса табакокурение привязывается к различным жизненным ситуациям, поведенческим актам, стереотипам и образу жизни в целом. Данная составляющая более выражена у детей, имеющих отклоняющееся поведение. К факторам, способствующим развитию отклоняющегося поведения, относятся:
I. Нравственная незрелость личности:
- отрицательное отношение к обучению,
- отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых установок,
- узкий круг и неустойчивость интересов,
- отсутствие увлечений и духовных запросов,
- неопределенность в вопросах профессиональной ориентации,
- отсутствие установки на трудовую деятельность,
- дефицит мотиваций достижения,
- уход от ответственных ситуаций и риска,
- терпимость к асоциальным формам поведения.
II. Нарушенная социальная микросреда:
- неполная семья,
- сильная занятость родителей,
- искаженные семейные отношения, приводящие к неправильному освоению социальных ролей,
- легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются.
- алкоголизация и курение в семье, в близком окружении.
III. Индивидуально-биологические особенности личности:
- наследственная отягощенность в отношении психических заболеваний,
- тяжелые соматические заболевания в детстве,
- органическое поражение мозга,
- умственное недоразвитие.
IV. Индивидуально-психологические особенности:
- психический инфантилизм,
- низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, стрессам,
- повышенная тревожность,
- склонность к рискованному поведению,
- неумение выражать свои эмоции.
Социальная составляющая табачной зависимости – это зависимость от окружения курильщиков в макро- и микросреде: в популяциях и группах населения с высоким уровнем распространения ТК (ритуал, имидж).
Только одновременное воздействие на все звенья формирования табачной зависимости позволит снизить потребность в никотине и сделает имидж курения непривлекательным в детско-подростковой популяции.
Булыгина И.Е., Чепурной М.А.
ГУЗ «Республиканский наркологический диспансер»