Чебоксарский политехнический институт (филиал) Московского государственного открытого университета в своем составе имеет пять факультетов, из них четыре технических – автомобильный, строительный, информатика, механико-технологический, управление в технических системах, и пятый – экономика и права.
Воспитательная работа в вузе имеет свою специфику, поскольку студенты достаточно сформированные личности. Дальнейшее развитие личности происходит в процессе самовоспитания, самосовершенствования. Концепция профессионального воспитания студентов ЧПИ (ф) МГОУ и нормативные документы студенческого самоуправления направлены на формирование именно такого воспитательного пространства в институте. Реализация программы охраны здоровья студентов, принятой в 2005 году, позволяет надеяться, что студенты и выпускники предпочтут здоровый образ жизни.
Курение табака не является жизненно-важной потребностью человека. Табакокурение – это психосоциальная проблема. На формирование привычки курения сигарет в большей степени влияет социальная среда коллектива, ее нравственный климат и педагогические требования.
Именно поэтому профессорско-преподавательский коллектив института во главе с директором с 2000 года решили сделать территорию свободной от табачного дыма. Решить эту проблему модно лишь личным примером – наши преподаватели или совсем перестали курить, или ограничили потребление табака на рабочем месте.
Уже четвертый год в учебных корпусах и прилегающих к зданию территорий нет табачного дыма. Труднее всего было приучить к этому требованию студентов заочной формы обучения. Но - приучили!
Значимость здоровому образу жизни придают и выступления перед студентами работодателей и социальных партнеров.. Институт имеет договора о сотрудничестве и организации практико-ориентированного обучения с 95 учреждениями, организациями и крупными предприятиями.. Все они подчеркивают, что одним из важных при приеме на практику и на работу является отсутствие вредных привычек.
Многие молодые люди начинают употреблять табак, как средство успокоения, разрядки напряжения. Для уменьшения психоэмоционального напряжения и организации досуга в институте работают бесплатные кружки, клубы по интересам и спортивные секции. Из года в год растет их количество и соответственно количество студентов дневной формы обучения.
Важным фактором, препятствующего распространению табакокурения, является физкультура. До пятого курса наши студенты посещают занятия по физкультуре. Кроме того три раза в год проводится День здоровья, рамки которого преподаватели и студенты соревнуются в легкоатлетическом кроссе, в армспорте, играют в волейбол, футбол, катаются на коньках и на лыжах. И курящие студенты на спортивной площадке могут быть слабее преподавателей, которые намного их старше! И это немаловажно для самооценки студентов.
Ежегодные Первенства среди факультетов института проводятся по пяти видам спорта: волейбол, баскетбол, футбол, армрестлинг, гиревой спорт. Среди преподавателей кафедр – по 4 видам спорта.
Не менее важным в профилактике табакокурения являются тематические мероприятия по профилактике табакокурения на кураторских часах с демонстрацией видеофильмов и приглашением специалистов-наркологов и врачей.
Акции «День табачного дыма», которые проводятся осенью и весной во Всероссийские дни отказа от курения, в институте проходят традиционно. В прошлом году он проводился 23 ноября и в нем участвовало 150 студентов, а 30 мая 2008 года уже участвовало 250 студентов. Широко использовался методический материал и агитационные плакаты, которые распространили на факультетах. Обмен сигарет на конфеты шел активно и весело. И также весело прошел акт захоронения обменных сигарет.
Триста лет со времен Петра I население Росси употребляет табак. Курение стало частью имиджа личности. И, наверное, только учреждения образования, культуры, само учительство способно противостоять массированной атаке рекламы на сознание людей и сделать привлекательным для молодежи здоровый образ жизни без табака.
Наше предложение: все места отдыха молодежи объявить территориями без табачного дыма!
Семенова В.И.
Зам. Директора по воспитательной работе