Логотип
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Дорофеева Л.Г. "Технологии ранней профилактики потребления психоактивных веществ несовершеннолетними"


 В нашей республике в результате реализаций мероприятий, направленных на раннюю превенцию потребления ПАВ, достигнуты определенные положительные тенденции в динамике ситуации, связанной с потреблением ПАВ среди несовершеннолетних. Выявление проблемных детей и подростков на донозологическом этапе - одна из сложнейших задач, так как распространение потребления ПАВ среди несовершеннолетних  имеет скрытую форму.

Среди наркологической патологии большую долю составляют пациенты, имеющие алкогольные проблемы (91% от всей наркологической патологии). Число подростков, злоупотребляющих алкоголем, составляет 220,9 на 100 тыс. детско-подросткового населения. Показатель заболеваемости алкоголизмом 0,4 на 100 тыс. детско-подросткового населения.

Показатель заболеваемости злоупотребления наркотическими веществами составляет 0,8 на 100 тыс. детско-подросткового населения. Первичная заболеваемость токсикоманией в 2008 г. составил 0,4 на 100 тыс. детско-подросткового населения, что равняется показателю 2007 г., показатель группы профилактического наблюдения увеличился с 11,1 до 12,3  на 100 тыс. детско-подросткового населения.

Основные пути выявления несовершеннолетних, потребляющих ПАВ:

- комиссии по делам несовершеннолетних – 68,7%

- общелечебная сеть – 13,6%

- самостоятельно – 9,7%

- подразделения по делам несовершеннолетних – 4,2%

- учебные заведения – 3,2%

- социально- реабилитационные центры для несовершеннолетних – 0,6%

Подросток в цивилизованном обществе удерживается в родительской семье до достижения социальной зрелости. Особенно сложно подросткам в нестабильном обществе. Акселерация с одной стороны и задержка психического развития, инфантилизм ведут к нарушению поведения подростков. Подростки склонны к бесцельному времяпрепровождению, творческие интересы не сформированы, с низким стремлением к познавательной деятельности, низкой самооценкой, склонны к применению различных ПАВ как к заменителю других видов деятельности.

Девиантное поведение- система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам.

Одним из разновидностей девиантного поведения является аддиктивное. Addiction – в переводе с английского - порочная склонность, пристрастие к чему- либо.

Это злоупотребление ПАВ, уход в секту, компьютерная зависимость, сексуальная аддикция, азартные игры.

Существуют 2 пути формирования аддиктивного поведения:

1 путь – полисубстантный – подростки пробуют действие различных ПАВ, среди которых постепенно может быть выбрано одно. Но злоупотребление может оборваться и до такого выбора.

2 путь – моносубстантный – подростки злоупотребляют только одним веществом. Чаще всего это обусловлено тем, что только к нему имеется доступ.

Аддиктивное поведение не появляется в один день, ему предшествует ряд этапов:

1 этап – сенсомоторный, начинается очень рано и продолжается до 7 лет. Ребенок в этот период фиксирует внимание на ситуации, связанной с приемом взрослыми психоактивных веществ, хорошо отличает их поведение в трезвом и пьяном состоянии. Появляются игры, действия, поступки « по- взрослому».

2 этап – эмоциональный. Возраст 7 – 12 лет. Появляются первые попытки злоупотребления ПАВ. Формируется и первое понятие о « престижности» пребывания в состоянии опьянения. В этот же период начинает возрастать эмоциональность срывов. Употребление ПАВ связано с любопытством.

3 этап – идеаторный. Возраст от 12 до 14 лет.   Знакомство и приобщение к ПАВ происходит в своей,  пока непостоянной, группе приятелей. Возможны варианты по типу подражания старшим подросткам.

4 этап – рефлексивный – 14 – 16 лет. На этом этапе формируются стабильные группы. Четко прослеживаются гедонистические установки. Именно на этом этапе подросток, экспериментирующий с ПАВ, впадает в зависимость, еще не подозревая об этом.

5 этап – нозологический – формирование болезни.

Формирование отношений к потреблению ПАВ в различных возрастных группах характеризуется следующей динамикой:

- 10-12 лет интересует все, что связано с ПАВ. О последствиях если и знают, то не воспринимают.

- 12-14 лет интерес вызывает возможность употребления «легких наркотиков». Ведущий мотив потребления «любопытство», «как все». Опасность недооценивают.

- 14-16 лет. По отношению к потреблению ПАВ формируется три группы: радикальные противники, употребляющие и сочувствующие, не имеющие сложившегося отношения .

Факторы, способствующие развитию отклоняющегося поведения:

1. Нравственная незрелость личности:

- отсутствие социально значимых установок;

-дефицит мотиваций достижения;

- уход от ответственных ситуаций и риска;

- терпимость к асоциальным формам поведения;

2. Нарушенная социальная микросреда:

- неполная семья;

- искаженные семейные отношения;

- злоупотребление ПАВ в семье, близком окружении;

- легкий и неконтролируемый доступ к деньгам;

3. Индивидуально- биологические особенности личности:

- наследственность;

- органические поражения мозга;

4. Индивидуально- психологические особенности:

- инфантилизм;

- низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, стрессам;

- склонность к рискованному поведению;

Социальный статус семей детей, злоупотребляющих алкоголем, выглядит следующим образом: безработные -  40,4%, рабочие -38%, злоупотребляющих наркотическими веществами: служащие- 50%, предприниматели- 40%, злоупотребляющих токсическими веществами: безработные -60%, низкоквалифицированные  рабочие -40%.

Признаки потребления психоактивных веществ представлены в таблице.

Признаки потребления  психоактивных веществ

 

Признаки потребления опиатов

-бледность кожных покровов

-добродушное поведение, стремление к уединению

-жалоб не предъявляет

-очень узкий зрачок, не реагирующий на изменение освещения

- снижение болевой чувствительности

- длительность опьянения до 6-12 часов

-беспокойство,

-напряженность,

- раздражительность

-слюно- и слезоточение, чихание, насморк, озноб

-боли в суставах, мышцах

диспепсические явления

- бессонница

сильное снижение иммунитета и как следствие подверженность инфекционным заболеваниям

поражение печени

-огромный риск заражения ВИЧ-инфекцией и гепатитом

-заболевания век (флебиты, тромбофлебиты)

-разрушение зубов из-за нарушения кальциевого обмена

- импотенция

-снижение уровня интеллекта

- очень высока опасность передозировки тяжелыми последствиями вплоть до смерти

 

 

 

 

 

 

 

Признаки потребления амфетаминов

-                     измененная двигательная активность

-                     неустойчивая болтливость

-                     расширение зрачков, не реагирует на изменение светаповышение артериального давления 

-                     сердцебиение

длительность опьянения 2-3 часа

-                 депрессия

-вспыльчивость, злобность, агрессивность возможны попытки суицида

-                 нервное истощение

-необратимые изменения головного мозга

-поражение всех внутренних органов

-огромный риск заражения ВИЧ

-инфекцией, гепатитом

-поражение печени из

-за низкого качества наркотика

-сильное снижение иммунитета и как следствие подверженность инфекционным заболеваниям велика опасность передозировки

 

 

 

Признаки потребления каннабиоидов

-                     резкое расширение зрачков  с отсутствием реакции на свет

-                     гиперемия склер

-                     необычный блеск глаз

-                     сухость слизистых оболочек

- речь ускоренная многословная, смазанная

 -характерна излишняя подвижность

- возможны психосенсорные расстройства (нарушения восприятия пространства, схемы тела)

-при выраженном опьянении имеют место разнообразные иллюзии, расстройства восприятия времени, возбуждение

-своеобразный сладковатый запах от одежды (сохраняется в течение нескольких часов) при выходе

– резкое усиление чувства голода

-                     выраженная депрессия с элементами апатии

-                     пассивность

-                     злобность

- неприятные ощущения в области сердца,

- головная боль

-                     ослабленная концентрации и работоспособность, связанная с общей потерей активности, депрессия

-шизофреноподобный синдром поражение внутренних органов (печень, легкие, почки)

 

 

 

Экспресс-тесты

   Позволяют:

§     анонимно - выявить факт употребления наркотиков или снять необоснованные подозрения;

§     достоверно - разрешить неясную ситуацию и   ответить на вопрос: «Пришла ли беда в Ваш дом»;

§      просто и удобно – получить результат дома, без специальных навыков;

§     своевременно – начать успешное лечение и контроль за периодом реабилитации;

§     и самое главное – ввести в обиход семьи понятия о неизбежности тест-проверки и в связи с этим невозможности скрыть от родителей и близких факт употребления наркотиков.

 

Методика выполнения теста

§     В чистую сухую емкость  налить 1,5-2 мл мочи.

§     Вскрыть упаковку тест-полосок, снять защитный колпачок и погрузить набор строго вертикально концом со стрелками в мочу до уровня ограничительной линии на 30-60 сек.

§     Извлечь набор полосок, установить его вертикально и через 10-15 мин. визуально оценить реакцию.

§     Появление в контрольной зоне одной полосы - наркотик обнаружен, двух - наркотик не обнаружен.

§     Отсутствие обеих полос свидетельствует о неправильном проведении теста.

 

 

Тактика педагога при подозрении подростка в употреблении ПАВ.

1.            Если подросток нуждается в оказании медицинской помощи (нарушение дыхания, обморок, судороги, рвота, не реагирует на речь и т.д.) срочно вызвать 03.

2.            В случае подозрения на нахождении подростка в состоянии опьянения:

- удалить учащегося из класса;

- нецелесообразно проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления ПАВ;

- поставить в известность руководителей школы, медицинского работника школы;

- пригласить родителей, корректно направить на консультацию к наркологу.

Мы знаем, что любое заболевание лучше предупредить, чем лечить. Это в первую очередь, наверное, касается социально значимых заболеваний таких, как наркологические заболевания. Раньше под профилактикой подразумевали чтение лекций о вреде алкоголя и различных психоактивных веществ на организм человека, и эта работа проводилась в основном медработниками. В настоящее время профилактикой занимаются многие учреждения и ведомства, но ведущая роль в первичной превенции принадлежит учреждениям образования. Основой деятельности участников профилактического пространства служит Концепция профилактики злоупотребления ПАВ  в образовательной среде, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 28.02.2000 года № 619 и одобренная Правительственной комиссией по противодействию злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту наркотиков.

В соответствии Концепцией, ведущим субъектом профилактической работы выдвигается система образования.

Различают следующие виды профилактики:

          - первичную;

          - вторичную;

          - третичную;

Первичная профилактика - комплекс социальных, образовательных, медико -   психологических  мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ.

По традиции, которая сложилась, первичная профилактика была ведомственной принадлежностью здравоохранения. Основные усилия направлялись на просвещение детей, подростков о негативных последствиях употребления ПАВ. Это было движение за наркологической проблемой по « остаточному принципу», с ориентацией на исходные состояния наркологических расстройств. 

Цели первичной профилактики:

-изменение ценностного отношения детей и молодежи к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающее снижение спроса на психоактивные вещества; сдерживание вовлечения несовершеннолетних в прием наркотических веществ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Стратегия первичной профилактики предусматривает проведение профилактических мероприятий, направленных на:

 -формирование личностных ресурсов, обеспечивающих  развитие у детей и подростков социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки  на отказ  от приема ПАВ.

 -формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения;

 -внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от приема ПАВ.

Стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья. В центре первичной профилактики  находится  личность несовершеннолетнего  и три основные сферы – семья, образовательное учреждение и досуг.

Вторичная профилактика касается лиц, которые пробовали или эпизодически употребляют ПАВ без признаков зависимости. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение     дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса учащегося.

        Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются:

          - создание системы раннего выявления потребителей ПАВ;

          -обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.

           Педагоги, психологи, социальные работники вместе с родителями таких учащихся должны стремиться создать психотерапевтическую атмосферу непримиримости к повторному употреблению ПАВ и оптимизировать их здоровые личностные и социальные устремления. Очень важно обеспечить длительное пребывание таких учащихся в нормативных микросредах (класс, учреждения дополнительного образования), в которых вероятность распространения ПАВ сведена к минимуму.

Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов относятся к третичной профилактике.

 Реабилитация начинается с первого контакта пациента с медицинской службой и продолжается до тех пор, пока не будет восстановлен его личностный, профессиональный и социальный статус.

 

ГУЗ «Республиканский наркологический диспансер» МЗСР ЧР

428015  г. Чебоксары, улица ПИРОГОВА, д.6,

E-mail:  ipnar@medinform.su

телефоны:

Отделение неотложной наркологической помощи,

II СПО РНД                                                                                   58-25-02

Детско-подростковое отделение РНД,

Проспект  Ленина, д.25,                                                                62-63-63

Экспертное отделение (круглосуточно) ул. Пирогова, д.6,      58-03-84

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика