Логотип
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Федорова Н.В. "Системное прграммное обеспечение профилактической деятельности в образовательной среде"


 Моя миссия заключается в  обосновании важности и необходимости применения профилактических программ как эффективного инструмента деятельности педагога, профессионально формирующего здоровые установки и навыки у своих воспитанников.

Если позволите, я опущу моменты, которые мы  иногда обсуждаем на тренингах: должен ли это делать педагог, хочет ли, может ли и т.д.   Люди, осознанно занявшие место рядом с детством в основном все понимают правильно и с готовностью расширяют свои профессиональные знания, приобретают новые  умения и навыки.

Несколько слов об опыте реализации профилактических программ  в  образовательных учреждениях нашей республики  

 

В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации рекомендованы различные программы, позволяющие педагогам осваивать и применять современные педагогические технологии в области профилактики употребления психоактивных веществ, и успешно апробированные в разных регионах страны.

Определенный опыт превентивной работы с использованием профилактических программ накоплен  и в Чувашской Республике.

Начиная с 2003 года, в ряде учебных заведений региона   реализуются как Комплексные программы обучения здоровью (ОЗ), включающие в себя  область профилактики употребления психоактивных веществ, так и специальные профилактические программы. Например, в рамках реализации комплексной программы ОЗ (МОУ «Абашевская СОШ» Чебоксарского района, МОУ «Цивильская СОШ № 2», МОУ «СОШ № 62» г. Чебоксары, МОУ «СОШ № 17» г. Новочебоксарска,  тематический блок  «Профилактика употребления ПАВ» изучается полипредметно, т.е. предполагает  включение знаниевого компонента ПАВ-профилактики в  содержание учебных предметов   с соответствующими требованиями к ЗУН   Подобный подход характерен для федеральной программы «Здоровье», разработанной авторским коллективом под руководством В. Н. Касаткина.  

По данным мониторинга информационно-методического сопровождения профилактической деятельности общеобразовательных учреждений в республике реализуется   ряд  профилактических программ. Педагогические коллективы школ используют в организации антинаркотической профилактической работы такие программы, как   междисциплинарная программа «Здоровье» (В.Н. Касаткин), программа «Обучение здоровью» (Л.Ф.Шатохиной),  программа обучения жизненным навыкам (Майорова Н., Чепурных Е.),  программа формирования  толерантности «О тебе и о твоих друзьях» (Е.Г.Малова, О.А.Шашкарова),программа «Смотри по жизни вперед», программы «Полезные привычки, навыки, выбор», и «Все цвета кроме черного», а также программы «Мой выбор», «Перекресток» и ряд других. Выборочно в школах республики используется программа «Основы здорового образа жизни» (Саратов, 2001).

 

В школах Калининского района г.Чебоксары реализуется программа «Здоровое детство – здоровое будущее». Во многих    школах  республики разработаны и внедряются авторские программы педагогов, адаптированные к местным условиям и ресурсам. В 28 учреждениях начального и среднего профессионального образования в течение трех лет реализуется профилактическая программа «Полезная практика: реальные альтернативы».

 

 

 Примерно 50 школ назвали конкретные программы. Это очень немного. Не секрет, что до сих пор гораздо популярнее в большинстве школ часто случайный набор мероприятий и акций, нежели серьезная комплексная программа, не просто формально занимающая место в папке, а действующая в формате проекта со всеми его полезностями и логичностями.

Часть аргументов в пользу необходимости проведения этой работы представлена на слайдах ( более 3,5 тыс. подростков участвовали в опросе), остальные аргументы  сидят за партами, гуляют по улицам и дискотекам и,к счастью, большинство из них еще готовы с нами  вести диалог, уважать наше мнение, обсуждать  свои проблемы.

Следует отметить, что  в общеобразовательных учреждениях республики за последние годы существенно  увеличились информационно-методические ресурсы за счет использования профилактических программ различного уровня,  системного обучения  специалистов образования, грамотного подбора  специальной литературы и свободного доступа к информации в Интернете. Благодаря этому наметились позитивные изменения  в качестве  методического сопровождения в области    превентивного обучения.

            Реализуемые в образовательных учреждениях профилактические программы позволяют педагогам осваивать и применять современные педагогические технологии в области профилактики употребления психоактивных веществ, однако  ожидаемый  результат этих программ мог быть гораздо значимее при соблюдении определенных условий и требований.

Изучение уровня возможностей и потребностей педагогов показало, что в организации профилактической работы  есть целый ряд проблем негативно влияющих на ее эффективность.

 

Это:

- отсутствие системного, комплексного подхода в организации профилактической работы с учащимися,

 

-некомпетентность  части педагогического корпуса в вопросах понимания стратегии первичной профилактики и методов проведения   превентивной работы,  

            

-недостаточная мотивация педагогов к применению интерактивных технологий в профилактической антинаркотической деятельности и т.д.

  

Целый ряд обстоятельств социально-экономического, духовно-нравственного порядка и не только  диктует  необходимость  проведения целенаправленной и систематической превентивной работы в общеобразовательном учреждении. 

Эта работа должна  предусматривать, прежде всего,  комплексный подход к решению проблем предупреждения употребления психоактивных веществ  во всех основных сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи. Ведение такой профилактической работы невозможно без научно-методического и учебно-методического сопровождения и, в первую очередь, без специальных профилактических программ для детей разного возраста.

Под учебной профилактической программой понимается систематизированный содержательный план на определенный период обучения в образовательном учреждении[1], служащий педагогу общей основой для системного и эффективного проведения занятий.

Существующие в практике антинаркотической работы профилактические программы можно разделить  на пять категорий: 

 -программы, цель которых увеличить осведомленность (информационный и предупреждающий подход);

-программы, цель  которых затронуть чувства и эмоции (эмоциональный подход);

-программы формирования жизненных навыков;

-альтернативные (наркотикам) программы.

 

Каковы основные принципы построения профилактических программ?

 

            Реализуемые в образовательных учреждениях профилактические программы позволяют педагогам осваивать и применять современные педагогические технологии в области профилактики употребления психоактивных веществ, однако  ожидаемый  результат этих программ мог быть гораздо значимее при соблюдении определенных условий и требований.

Как показывает практика, многие образовательные учреждения реализуют готовые программы или пытаются   разрабатывать  свои. В этой связи необходимо помнить, что профилактические программы должны быть составлены таким образом, чтобы усиливать "защитные факторы" и способствовать ликвидации или уменьшению известных "факторов риска".

Согласно имеющимся рекомендациям,  профилактические программы должны быть нацелены на все формы злоупотребления психоактивными веществами и  включать:

-обучение навыкам отказа от табака, алкоголя, наркотиков в ситуациях, когда их предлагают;

-меры по усилению личных убеждений против применения наркотиков и негативного отношения к употреблению наркотиков;

-обучение социальным навыкам (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими:  как со сверстниками, так и со взрослыми).

 

            Профилактическая программа в образовательном учреждении должна соответствовать правилам:

 

-любая работа в области  профилактики ПАВ-зависимости должна проводиться только специально обученными педагогами в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы;

 

- профилактическая работа должна осуществляться в течение всего периода обучения со всеми учащимися на различных этапах их психофизиологического развития и включать в себя модули для педагогов и воспитателей, для учащихся, для родителей;

 

- в ходе реализации программы должна предоставляться только точная и достоверная информация;

 

- предоставляемая информация должна   учитывать   особенности аудитории (возраст, пол, убеждения) и соответствовать теме занятия;

 

- необходимо делать акцент на пропаганду здорового образа жизни и формирование жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать психоактивные вещества в момент стресса, изоляции или жизненных неудач;

 

- в разработку стратегии антинаркотической деятельности должны вовлекаться родители (законные представители), играющие важную роль в жизни ребенка,

 

Подходы к оценке эффективности профилактических программ и их реализации в образовательном учреждении

 

            Серьезных работ, посвященных оценке эффективности профилактических программ  единицы.  Известно, что эффективность лучших мировых программ составляет порядка 10%. 

Как же можно оценить эффективность?

 

Ряд авторов справедливо считают, что успешность профессиональных действий педагога «в большинстве случаев не может напрямую измеряться в каких-либо единицах реальных изменений в поведении… школьника. Проводимые занятия могут привести к расширению познаний, но никак не сказаться на поведении отдельных учеников» . Становится очевидным, что, прежде чем перейти к системе оценки, следует определиться: что такое оценка и для чего она нужна.

 

Определение эффективности профилактических программ предполагает необходимость, как минимум, трех видов оценки 

 

-соответствия поставленным целям (на стадии планирования);

- эффективности (непосредственно по окончании воздействия)

- действенности (долгосрочного и стойкого изменения поведения).

 

            Целесообразно оценивать профилактические программы на всех этапах. Смысл такой оценки не только в определении, работает программа или нет, но и в выяснении, какие ее компоненты наиболее значимы для успеха или неудачи. Не менее важна и оценка отдаленных эффектов программы. Так, американские специалисты в области профилактики наркомании считают, что долговременным эффектом профилактической работы можно считать изменение отношения к наркотикам на границе смены поколений.

 

            Если не углубляться в  сложные  научные социологические исследования, то  можно признать очень неплохим вариантом отслеживание достигаемых результатов  по таким позициям как:

 -динамика случаев констатации употребления наркотиков учащимися, фактов курения в школе и тому подобных «ЧП»;

 -сравнительные результаты анонимного анкетирования учащихся по вопросам, связанным с отношением к одурманивающим веществам, в специальных анкетах, или группе вопросов (в общих анкетах), касающихся проблем здоровья;

- данные опроса «экспертов» (учителей, специалистов школы, родителей учащихся) о распространении в школе вредных привычек, в частности – табакокурения, динамике происходящих изменений.

 

Ситуация постепенно  меняется. Профилактическую работу в школе нужно вести грамотно, честно, профессионально, чтобы не превратить ее в дополнительный фактор риска за счет формализма и непонимания сути вопроса.

Радует, что в школах  стали шире применять интерактивные  технологии в организации воспитательной работы.

 

Если нужна помощь в вопросах организации  превентивного обучения обращайтесь в наш центр  тел 43-02-24

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика