Моя миссия заключается в обосновании важности и необходимости применения профилактических программ как эффективного инструмента деятельности педагога, профессионально формирующего здоровые установки и навыки у своих воспитанников.
Если позволите, я опущу моменты, которые мы иногда обсуждаем на тренингах: должен ли это делать педагог, хочет ли, может ли и т.д. Люди, осознанно занявшие место рядом с детством в основном все понимают правильно и с готовностью расширяют свои профессиональные знания, приобретают новые умения и навыки.
Несколько слов об опыте реализации профилактических программ в образовательных учреждениях нашей республики
В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации рекомендованы различные программы, позволяющие педагогам осваивать и применять современные педагогические технологии в области профилактики употребления психоактивных веществ, и успешно апробированные в разных регионах страны.
Определенный опыт превентивной работы с использованием профилактических программ накоплен и в Чувашской Республике.
Начиная с 2003 года, в ряде учебных заведений региона реализуются как Комплексные программы обучения здоровью (ОЗ), включающие в себя область профилактики употребления психоактивных веществ, так и специальные профилактические программы. Например, в рамках реализации комплексной программы ОЗ (МОУ «Абашевская СОШ» Чебоксарского района, МОУ «Цивильская СОШ № 2», МОУ «СОШ № 62» г. Чебоксары, МОУ «СОШ № 17» г. Новочебоксарска, тематический блок «Профилактика употребления ПАВ» изучается полипредметно, т.е. предполагает включение знаниевого компонента ПАВ-профилактики в содержание учебных предметов с соответствующими требованиями к ЗУН Подобный подход характерен для федеральной программы «Здоровье», разработанной авторским коллективом под руководством В. Н. Касаткина.
По данным мониторинга информационно-методического сопровождения профилактической деятельности общеобразовательных учреждений в республике реализуется ряд профилактических программ. Педагогические коллективы школ используют в организации антинаркотической профилактической работы такие программы, как междисциплинарная программа «Здоровье» (В.Н. Касаткин), программа «Обучение здоровью» (Л.Ф.Шатохиной), программа обучения жизненным навыкам (Майорова Н., Чепурных Е.), программа формирования толерантности «О тебе и о твоих друзьях» (Е.Г.Малова, О.А.Шашкарова),программа «Смотри по жизни вперед», программы «Полезные привычки, навыки, выбор», и «Все цвета кроме черного», а также программы «Мой выбор», «Перекресток» и ряд других. Выборочно в школах республики используется программа «Основы здорового образа жизни» (Саратов, 2001).
В школах Калининского района г.Чебоксары реализуется программа «Здоровое детство – здоровое будущее». Во многих школах республики разработаны и внедряются авторские программы педагогов, адаптированные к местным условиям и ресурсам. В 28 учреждениях начального и среднего профессионального образования в течение трех лет реализуется профилактическая программа «Полезная практика: реальные альтернативы».
Примерно 50 школ назвали конкретные программы. Это очень немного. Не секрет, что до сих пор гораздо популярнее в большинстве школ часто случайный набор мероприятий и акций, нежели серьезная комплексная программа, не просто формально занимающая место в папке, а действующая в формате проекта со всеми его полезностями и логичностями.
Часть аргументов в пользу необходимости проведения этой работы представлена на слайдах ( более 3,5 тыс. подростков участвовали в опросе), остальные аргументы сидят за партами, гуляют по улицам и дискотекам и,к счастью, большинство из них еще готовы с нами вести диалог, уважать наше мнение, обсуждать свои проблемы.
Следует отметить, что в общеобразовательных учреждениях республики за последние годы существенно увеличились информационно-методические ресурсы за счет использования профилактических программ различного уровня, системного обучения специалистов образования, грамотного подбора специальной литературы и свободного доступа к информации в Интернете. Благодаря этому наметились позитивные изменения в качестве методического сопровождения в области превентивного обучения.
Реализуемые в образовательных учреждениях профилактические программы позволяют педагогам осваивать и применять современные педагогические технологии в области профилактики употребления психоактивных веществ, однако ожидаемый результат этих программ мог быть гораздо значимее при соблюдении определенных условий и требований.
Изучение уровня возможностей и потребностей педагогов показало, что в организации профилактической работы есть целый ряд проблем негативно влияющих на ее эффективность.
Это:
- отсутствие системного, комплексного подхода в организации профилактической работы с учащимися,
-некомпетентность части педагогического корпуса в вопросах понимания стратегии первичной профилактики и методов проведения превентивной работы,
-недостаточная мотивация педагогов к применению интерактивных технологий в профилактической антинаркотической деятельности и т.д.
Целый ряд обстоятельств социально-экономического, духовно-нравственного порядка и не только диктует необходимость проведения целенаправленной и систематической превентивной работы в общеобразовательном учреждении.
Эта работа должна предусматривать, прежде всего, комплексный подход к решению проблем предупреждения употребления психоактивных веществ во всех основных сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи. Ведение такой профилактической работы невозможно без научно-методического и учебно-методического сопровождения и, в первую очередь, без специальных профилактических программ для детей разного возраста.
Под учебной профилактической программой понимается систематизированный содержательный план на определенный период обучения в образовательном учреждении, служащий педагогу общей основой для системного и эффективного проведения занятий.
Существующие в практике антинаркотической работы профилактические программы можно разделить на пять категорий:
-программы, цель которых увеличить осведомленность (информационный и предупреждающий подход);
-программы, цель которых затронуть чувства и эмоции (эмоциональный подход);
-программы формирования жизненных навыков;
-альтернативные (наркотикам) программы.
Каковы основные принципы построения профилактических программ?
Реализуемые в образовательных учреждениях профилактические программы позволяют педагогам осваивать и применять современные педагогические технологии в области профилактики употребления психоактивных веществ, однако ожидаемый результат этих программ мог быть гораздо значимее при соблюдении определенных условий и требований.
Как показывает практика, многие образовательные учреждения реализуют готовые программы или пытаются разрабатывать свои. В этой связи необходимо помнить, что профилактические программы должны быть составлены таким образом, чтобы усиливать "защитные факторы" и способствовать ликвидации или уменьшению известных "факторов риска".
Согласно имеющимся рекомендациям, профилактические программы должны быть нацелены на все формы злоупотребления психоактивными веществами и включать:
-обучение навыкам отказа от табака, алкоголя, наркотиков в ситуациях, когда их предлагают;
-меры по усилению личных убеждений против применения наркотиков и негативного отношения к употреблению наркотиков;
-обучение социальным навыкам (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими: как со сверстниками, так и со взрослыми).
Профилактическая программа в образовательном учреждении должна соответствовать правилам:
-любая работа в области профилактики ПАВ-зависимости должна проводиться только специально обученными педагогами в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы;
- профилактическая работа должна осуществляться в течение всего периода обучения со всеми учащимися на различных этапах их психофизиологического развития и включать в себя модули для педагогов и воспитателей, для учащихся, для родителей;
- в ходе реализации программы должна предоставляться только точная и достоверная информация;
- предоставляемая информация должна учитывать особенности аудитории (возраст, пол, убеждения) и соответствовать теме занятия;
- необходимо делать акцент на пропаганду здорового образа жизни и формирование жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать психоактивные вещества в момент стресса, изоляции или жизненных неудач;
- в разработку стратегии антинаркотической деятельности должны вовлекаться родители (законные представители), играющие важную роль в жизни ребенка,
Подходы к оценке эффективности профилактических программ и их реализации в образовательном учреждении
Серьезных работ, посвященных оценке эффективности профилактических программ единицы. Известно, что эффективность лучших мировых программ составляет порядка 10%.
Как же можно оценить эффективность?
Ряд авторов справедливо считают, что успешность профессиональных действий педагога «в большинстве случаев не может напрямую измеряться в каких-либо единицах реальных изменений в поведении… школьника. Проводимые занятия могут привести к расширению познаний, но никак не сказаться на поведении отдельных учеников» . Становится очевидным, что, прежде чем перейти к системе оценки, следует определиться: что такое оценка и для чего она нужна.
Определение эффективности профилактических программ предполагает необходимость, как минимум, трех видов оценки
-соответствия поставленным целям (на стадии планирования);
- эффективности (непосредственно по окончании воздействия)
- действенности (долгосрочного и стойкого изменения поведения).
Целесообразно оценивать профилактические программы на всех этапах. Смысл такой оценки не только в определении, работает программа или нет, но и в выяснении, какие ее компоненты наиболее значимы для успеха или неудачи. Не менее важна и оценка отдаленных эффектов программы. Так, американские специалисты в области профилактики наркомании считают, что долговременным эффектом профилактической работы можно считать изменение отношения к наркотикам на границе смены поколений.
Если не углубляться в сложные научные социологические исследования, то можно признать очень неплохим вариантом отслеживание достигаемых результатов по таким позициям как:
-динамика случаев констатации употребления наркотиков учащимися, фактов курения в школе и тому подобных «ЧП»;
-сравнительные результаты анонимного анкетирования учащихся по вопросам, связанным с отношением к одурманивающим веществам, в специальных анкетах, или группе вопросов (в общих анкетах), касающихся проблем здоровья;
- данные опроса «экспертов» (учителей, специалистов школы, родителей учащихся) о распространении в школе вредных привычек, в частности – табакокурения, динамике происходящих изменений.
Ситуация постепенно меняется. Профилактическую работу в школе нужно вести грамотно, честно, профессионально, чтобы не превратить ее в дополнительный фактор риска за счет формализма и непонимания сути вопроса.
Радует, что в школах стали шире применять интерактивные технологии в организации воспитательной работы.
Если нужна помощь в вопросах организации превентивного обучения обращайтесь в наш центр тел 43-02-24