Профилактика табакокурения у детей и подростков.
ВОЗ рассматривает табак «как оружие массового поражения». По статистическим данным на планете от табакокурения умирает до 3 млн. человек в год, т.е. 1 человек через каждые 13 секунд. В Чувашии 45% населения являются активными курильщиками. В России 80% мальчиков и 50% девочек начинают курить до 18 лет. Распространенность курения среди школьников возрастает от младшего класса к выпускному. Данные мониторинга свидетельствуют о том, что первая проба сигарет происходит в возрасте 10-14 лет. Среди учащихся 6-8 классов процент курящих составляет 2%, среди учащихся старших классов и начального профессионального звена – 13%. Табакокурение является одной из форм аддиктивного поведения. По данным статистики приему наркотиков в 98% случаев предшествовало курение.
Нормативно правовой базой антиникотиновой пропаганды является: Указ Президента Чувашской Республики от 29.10.2004 г. № 129 «О профилактике курения табака», Комплексная программа «Профилактика потребления табака и табачных изделий в Чувашской республике на 2009 – 2011г.г.»
По данным мониторинга проведенного наркологической службой республики основными мотивами курения среди несовершеннолетних являются: за компанию (10, 44% - мальчиков, 10,38 % - девочек), почувствовать себя взрослыми ( 1,99 % - мальчиков, 0,63% – девочек), скука ( 1,99% – мальчиков, 3,24% – девочек), не приятности ( 1,78% - мальчиков, 3,91% - девочек).
Мы знаем, что любое заболевание легче предупредить, чем лечить. Документом, регламентирующим деятельность участников профилактического пространства, является Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 28.02.2000 года № 619 и одобренная Правительственной комиссией по противодействию злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту наркотиков.
Выделяют три вида профилактики: первичная, вторичная и третичная.
Стратегия первичной профилактики предусматривает проведение профилактических мероприятий, направленных на:
- -формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и подростков социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема ПАВ.
- -формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения;
- -внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от приема ПАВ
Вторичная профилактика касается лиц, которые пробовали или эпизодически употребляют ПАВ без признаков зависимости. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса учащегося. Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются:
- создание системы раннего выявления потребителей ПАВ
-обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.
Педагоги, психологи, социальные работники вместе с родителями таких учащихся должны стремиться создать психотерапевтическую атмосферу непримиримости к повторному употреблению ПАВ. Очень важно обеспечить длительное пребывание таких учащихся в школах.
Третичная профилактика подразумевает проведение мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов.
Различают следующие модели профилактики злоупотребления ПАВ.
Информационная модель – наиболее ранняя и известная модель профилактики. В ее основе – информирование человека о негативных последствиях приема ПАВ. У этой модели есть положительные и отрицательные стороны. Информационная модель традиционно реализуется с опорой на эффект запугивания. Результаты исследований показали, что эффект имеет существенные ограничения. Неправильная трансляция знаний о ПАВ может наоборот стимулировать интерес к ним.
Но значение информации для формирования поведения человека огромно. Своевременно полученная информация может мотивировать на приобретение новых жизненных навыков и выступить основой принятия решений об изменении поведения.
Психосоциальная модель своей главной целью утверждает развитие социальной и личностной компетенции человека, формирование определенного типа поведения, выработки навыков, обеспечивающих решение психосоциальных проблем, адаптацию в жизненной ситуации и противостоянию негативному влиянию среды.
Сегодня цель школьного образования состоит в обеспечении разносторонней подготовленности подрастающего поколения к вступлению во взрослую жизнь. Наряду с освоением академических программ, школьник должен овладевать навыками самоконтроля, самооценки, разрешение конфликтов.
Если исходить из того, что в 12-15 лет – это критический возраст приобщения детей к ПАВ, то объектом работы в школах должны быть дети младших классов. Начиная даже с детского сада можно формировать понятия о здоровом образе жизни.
Детско-подростковым отделением ГУЗ «Республиканский наркологический диспансер» разработаны профилактические программы:
1.«Мать и дитя – будущее нации»
Цель - формирование у детей ценностного отношения к себе, к здоровью и как результат – осознанный отказ от употребления ПАВ. Занятия с детьми реализовывались в течении 2-х лет в СОШ № 17 по подпрограмме «Уроки добра».
2. «Азбука волшебных шагов к здоровью»
Формирование основ личности ребенка происходит в основном в возрасте 5-7 лет. Мы разработали данную программу именно для занятий с детьми дошкольного возраста.
Цель – развитие потенциальных возможностей каждого ребенка.
Данные занятия проводились на базе ДДУ № 41, ДДУ № 76.
3. Программа по обучению здоровому образу жизни.
Цель – формирование у детей жизненных навыков, препятствующих их приобщению к ПАВ. Реализация программ – ВСОШ № 3, № 6.
4. Программа «Здоровая семья – здоровые дети»
Цель – повышение родительской и педагогической компетенции. На базе детско-подросткового отделения ГУЗ «Республиканский наркологический диспансер» работает «Школа для родителей».
Зав. детско-подростковым отделением
ГУЗ «Республиканский наркологический диспансер» МЗСР ЧР
Дорофеева Л.Г.