В нашей республике в результате реализаций мероприятий, направленных на раннюю превенцию потребления ПАВ, достигнуты определенные положительные тенденции в динамике ситуации, связанной с потреблением ПАВ среди несовершеннолетних. Выявление проблемных детей и подростков на донозологическом этапе - одна из сложнейших задач, так как распространение потребления ПАВ среди несовершеннолетних имеет скрытую форму.
Среди наркологической патологии большую долю составляют пациенты, имеющие алкогольные проблемы (91% от всей наркологической патологии). Число подростков, злоупотребляющих алкоголем, составляет 220,9 на 100 тыс. детско-подросткового населения. Показатель заболеваемости алкоголизмом 0,4 на 100 тыс. детско-подросткового населения.
Показатель заболеваемости злоупотребления наркотическими веществами составляет 0,8 на 100 тыс. детско-подросткового населения. Первичная заболеваемость токсикоманией в 2008 г. составил 0,4 на 100 тыс. детско-подросткового населения, что равняется показателю 2007 г., показатель группы профилактического наблюдения увеличился с 11,1 до 12,3 на 100 тыс. детско-подросткового населения.
Основные пути выявления несовершеннолетних, потребляющих ПАВ:
- комиссии по делам несовершеннолетних – 68,7%
- общелечебная сеть – 13,6%
- самостоятельно – 9,7%
- подразделения по делам несовершеннолетних – 4,2%
- учебные заведения – 3,2%
- социально- реабилитационные центры для несовершеннолетних – 0,6%
Подросток в цивилизованном обществе удерживается в родительской семье до достижения социальной зрелости. Особенно сложно подросткам в нестабильном обществе. Акселерация с одной стороны и задержка психического развития, инфантилизм ведут к нарушению поведения подростков. Подростки склонны к бесцельному времяпрепровождению, творческие интересы не сформированы, с низким стремлением к познавательной деятельности, низкой самооценкой, склонны к применению различных ПАВ как к заменителю других видов деятельности.
Девиантное поведение- система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам.
Одним из разновидностей девиантного поведения является аддиктивное. Addiction – в переводе с английского - порочная склонность, пристрастие к чему- либо.
Это злоупотребление ПАВ, уход в секту, компьютерная зависимость, сексуальная аддикция, азартные игры.
Существуют 2 пути формирования аддиктивного поведения:
1 путь – полисубстантный – подростки пробуют действие различных ПАВ, среди которых постепенно может быть выбрано одно. Но злоупотребление может оборваться и до такого выбора.
2 путь – моносубстантный – подростки злоупотребляют только одним веществом. Чаще всего это обусловлено тем, что только к нему имеется доступ.
Аддиктивное поведение не появляется в один день, ему предшествует ряд этапов:
1 этап – сенсомоторный, начинается очень рано и продолжается до 7 лет. Ребенок в этот период фиксирует внимание на ситуации, связанной с приемом взрослыми психоактивных веществ, хорошо отличает их поведение в трезвом и пьяном состоянии. Появляются игры, действия, поступки « по- взрослому».
2 этап – эмоциональный. Возраст 7 – 12 лет. Появляются первые попытки злоупотребления ПАВ. Формируется и первое понятие о « престижности» пребывания в состоянии опьянения. В этот же период начинает возрастать эмоциональность срывов. Употребление ПАВ связано с любопытством.
3 этап – идеаторный. Возраст от 12 до 14 лет. Знакомство и приобщение к ПАВ происходит в своей, пока непостоянной, группе приятелей. Возможны варианты по типу подражания старшим подросткам.
4 этап – рефлексивный – 14 – 16 лет. На этом этапе формируются стабильные группы. Четко прослеживаются гедонистические установки. Именно на этом этапе подросток, экспериментирующий с ПАВ, впадает в зависимость, еще не подозревая об этом.
5 этап – нозологический – формирование болезни.
Формирование отношений к потреблению ПАВ в различных возрастных группах характеризуется следующей динамикой:
- 10-12 лет интересует все, что связано с ПАВ. О последствиях если и знают, то не воспринимают.
- 12-14 лет интерес вызывает возможность употребления «легких наркотиков». Ведущий мотив потребления «любопытство», «как все». Опасность недооценивают.
- 14-16 лет. По отношению к потреблению ПАВ формируется три группы: радикальные противники, употребляющие и сочувствующие, не имеющие сложившегося отношения .
Факторы, способствующие развитию отклоняющегося поведения:
1. Нравственная незрелость личности:
- отсутствие социально значимых установок;
-дефицит мотиваций достижения;
- уход от ответственных ситуаций и риска;
- терпимость к асоциальным формам поведения;
2. Нарушенная социальная микросреда:
- неполная семья;
- искаженные семейные отношения;
- злоупотребление ПАВ в семье, близком окружении;
- легкий и неконтролируемый доступ к деньгам;
3. Индивидуально- биологические особенности личности:
- наследственность;
- органические поражения мозга;
4. Индивидуально- психологические особенности:
- инфантилизм;
- низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, стрессам;
- склонность к рискованному поведению;
Социальный статус семей детей, злоупотребляющих алкоголем, выглядит следующим образом: безработные - 40,4%, рабочие -38%, злоупотребляющих наркотическими веществами: служащие- 50%, предприниматели- 40%, злоупотребляющих токсическими веществами: безработные -60%, низкоквалифицированные рабочие -40%.
Признаки потребления психоактивных веществ представлены в таблице.
Признаки потребления психоактивных веществ
Признаки потребления опиатов |
-бледность кожных покровов
-добродушное поведение, стремление к уединению
-жалоб не предъявляет
-очень узкий зрачок, не реагирующий на изменение освещения
- снижение болевой чувствительности
- длительность опьянения до 6-12 часов |
-беспокойство,
-напряженность,
- раздражительность
-слюно- и слезоточение, чихание, насморк, озноб
-боли в суставах, мышцах
диспепсические явления
- бессонница |
сильное снижение иммунитета и как следствие подверженность инфекционным заболеваниям
поражение печени
-огромный риск заражения ВИЧ-инфекцией и гепатитом
-заболевания век (флебиты, тромбофлебиты)
-разрушение зубов из-за нарушения кальциевого обмена
- импотенция
-снижение уровня интеллекта
- очень высока опасность передозировки тяжелыми последствиями вплоть до смерти |
Признаки потребления амфетаминов |
- измененная двигательная активность
- неустойчивая болтливость
- расширение зрачков, не реагирует на изменение светаповышение артериального давления
- сердцебиение
длительность опьянения 2-3 часа |
- депрессия
-вспыльчивость, злобность, агрессивность возможны попытки суицида |
- нервное истощение
-необратимые изменения головного мозга
-поражение всех внутренних органов
-огромный риск заражения ВИЧ
-инфекцией, гепатитом
-поражение печени из
-за низкого качества наркотика
-сильное снижение иммунитета и как следствие подверженность инфекционным заболеваниям велика опасность передозировки |
Признаки потребления каннабиоидов |
- резкое расширение зрачков с отсутствием реакции на свет
- гиперемия склер
- необычный блеск глаз
- сухость слизистых оболочек
- речь ускоренная многословная, смазанная
-характерна излишняя подвижность
- возможны психосенсорные расстройства (нарушения восприятия пространства, схемы тела)
-при выраженном опьянении имеют место разнообразные иллюзии, расстройства восприятия времени, возбуждение
-своеобразный сладковатый запах от одежды (сохраняется в течение нескольких часов) при выходе
– резкое усиление чувства голода |
- выраженная депрессия с элементами апатии
- пассивность
- злобность
- неприятные ощущения в области сердца,
- головная боль |
- ослабленная концентрации и работоспособность, связанная с общей потерей активности, депрессия
-шизофреноподобный синдром поражение внутренних органов (печень, легкие, почки) |
Экспресс-тесты
Позволяют:
§ анонимно - выявить факт употребления наркотиков или снять необоснованные подозрения;
§ достоверно - разрешить неясную ситуацию и ответить на вопрос: «Пришла ли беда в Ваш дом»;
§ просто и удобно – получить результат дома, без специальных навыков;
§ своевременно – начать успешное лечение и контроль за периодом реабилитации;
§ и самое главное – ввести в обиход семьи понятия о неизбежности тест-проверки и в связи с этим невозможности скрыть от родителей и близких факт употребления наркотиков.
Методика выполнения теста
§ В чистую сухую емкость налить 1,5-2 мл мочи.
§ Вскрыть упаковку тест-полосок, снять защитный колпачок и погрузить набор строго вертикально концом со стрелками в мочу до уровня ограничительной линии на 30-60 сек.
§ Извлечь набор полосок, установить его вертикально и через 10-15 мин. визуально оценить реакцию.
§ Появление в контрольной зоне одной полосы - наркотик обнаружен, двух - наркотик не обнаружен.
§ Отсутствие обеих полос свидетельствует о неправильном проведении теста.
Тактика педагога при подозрении подростка в употреблении ПАВ.
1. Если подросток нуждается в оказании медицинской помощи (нарушение дыхания, обморок, судороги, рвота, не реагирует на речь и т.д.) срочно вызвать 03.
2. В случае подозрения на нахождении подростка в состоянии опьянения:
- удалить учащегося из класса;
- нецелесообразно проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления ПАВ;
- поставить в известность руководителей школы, медицинского работника школы;
- пригласить родителей, корректно направить на консультацию к наркологу.
Мы знаем, что любое заболевание лучше предупредить, чем лечить. Это в первую очередь, наверное, касается социально значимых заболеваний таких, как наркологические заболевания. Раньше под профилактикой подразумевали чтение лекций о вреде алкоголя и различных психоактивных веществ на организм человека, и эта работа проводилась в основном медработниками. В настоящее время профилактикой занимаются многие учреждения и ведомства, но ведущая роль в первичной превенции принадлежит учреждениям образования. Основой деятельности участников профилактического пространства служит Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 28.02.2000 года № 619 и одобренная Правительственной комиссией по противодействию злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту наркотиков.
В соответствии Концепцией, ведущим субъектом профилактической работы выдвигается система образования.
Различают следующие виды профилактики:
- первичную;
- вторичную;
- третичную;
Первичная профилактика - комплекс социальных, образовательных, медико - психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ.
По традиции, которая сложилась, первичная профилактика была ведомственной принадлежностью здравоохранения. Основные усилия направлялись на просвещение детей, подростков о негативных последствиях употребления ПАВ. Это было движение за наркологической проблемой по « остаточному принципу», с ориентацией на исходные состояния наркологических расстройств.
Цели первичной профилактики:
-изменение ценностного отношения детей и молодежи к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающее снижение спроса на психоактивные вещества; сдерживание вовлечения несовершеннолетних в прием наркотических веществ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
Стратегия первичной профилактики предусматривает проведение профилактических мероприятий, направленных на:
-формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и подростков социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема ПАВ.
-формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения;
-внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от приема ПАВ.
Стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья. В центре первичной профилактики находится личность несовершеннолетнего и три основные сферы – семья, образовательное учреждение и досуг.
Вторичная профилактика касается лиц, которые пробовали или эпизодически употребляют ПАВ без признаков зависимости. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса учащегося.
Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются:
- создание системы раннего выявления потребителей ПАВ;
-обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.
Педагоги, психологи, социальные работники вместе с родителями таких учащихся должны стремиться создать психотерапевтическую атмосферу непримиримости к повторному употреблению ПАВ и оптимизировать их здоровые личностные и социальные устремления. Очень важно обеспечить длительное пребывание таких учащихся в нормативных микросредах (класс, учреждения дополнительного образования), в которых вероятность распространения ПАВ сведена к минимуму.
Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов относятся к третичной профилактике.
Реабилитация начинается с первого контакта пациента с медицинской службой и продолжается до тех пор, пока не будет восстановлен его личностный, профессиональный и социальный статус.
ГУЗ «Республиканский наркологический диспансер» МЗСР ЧР
428015 г. Чебоксары, улица ПИРОГОВА, д.6,
E-mail: ipnar@medinform.su
телефоны:
Отделение неотложной наркологической помощи,
II СПО РНД 58-25-02
Детско-подростковое отделение РНД,
Проспект Ленина, д.25, 62-63-63
Экспертное отделение (круглосуточно) ул. Пирогова, д.6, 58-03-84