Проблемы нынешней системы акцизного налогообложения в Российской Федерации и варианты ее улучшения
Резюме
Политика налогообложения табачных изделий, проводившаяся в России в 2001-2009 годах, хотя и привела к некоторому повышению доходов государственного бюджета, имеет ряд существенных недостатков, так как она:
· не приводит к сокращению потребления табачных изделий;
· поощряет начало курения среди молодежи;
· стимулирует потребление сигарет без фильтра;
· стимулирует контрабанду сигарет из России;
· способствует ухудшению внешнеторгового баланса России.
Уровень табачных акцизов в России ниже, чем в соседних странах как в относительном (доля акцизов в розничной цене сигарет), так и в абсолютном выражении (сумма акцизного сбора на одну сигарету).
Министерство финансов РФ предложило повысить ставки акцизного сбора на табачные изделия в 2010 году на большую величину, чем предусмотрено действующим законодательством. Такое повышение является прогрессивным, но недостаточным шагом, так как почти не способствует решению ни одной из вышеуказанных проблем.
Для рассмотрения предлагается еще два варианта повышения ставок акциза на табачные изделия: 1) умеренный (в среднем в 2,2 раза), который исходит из двух параметров: выравнивание ставок акциза с Украиной и приведение средних цен на сигареты в 2010 году до того уровня, какими они должны были быть, если бы эти цены в 2001–2010 году повышались бы в соответствии со средним уровнем инфляции; и 2) существенный (в среднем в 3,5 раза), исходя из установления минимального уровня акциза в размере 12 рублей за пачку и выравнивание акцизов на сигареты с фильтром и без фильтра.
Детальный анализ последствий предложенных вариантов показывает, что они не только приведут к снижению распространенности курения в России, но и принесут в 2010 году дополнительный доход в государственный бюджет в размере 50–90 млрд рублей. При этом умеренный вариант приведет к сокращению контрабанды сигарет из России и практически не допустит увеличения контрабанды сигарет в Россию.
Политика налогообложения табачных изделий в Российской Федерации в 2001–2009 годах и ее последствия
В период 2001-2009 годов ставка акцизного сбора на сигареты в РФ ежегодно повышалась (Таблица 1). Для сигарет с фильтром минимальный размер ставки увеличился с 35 до 177 рублей на 1000 сигарет, а для сигарет без фильтра – с 10 до 93 рублей. Такое повышение ставок стало одной из основных причин роста номинальных доходов государственного бюджета от табачных акцизов: с 9,2 млрд рублей в 2001 году до 63,7 млрд рублей в 2008 году, то есть номинальные доходы выросли в 7 раз при уровне инфляции за эти годы 262%.
Росту поступлений в бюджет, помимо роста ставок акциза, способствовали следующие факторы:
1) Изменение структуры налогооблагаемых сигарет. В 2001 году из налогооблагаемых сигарет 150 млрд (40%) были без фильтра, тогда как в 2008 году их доля упала до 27 млрд (7%). Кроме того, увеличилась доля более дорогих сигарет с фильтром, что способствовало росту поступлений от адвалорной части акциза.
2) Хотя легальная продажа сигарет (производство – экспорт + импорт) в рассматриваемый период составляла в среднем порядка 390 млрд штук в год, объем потребления сигарет оценивался в 300-330 млрд сигарет. Это означает, что ежегодно из России нелегально вывозилось 60-90 млрд сигарет, то есть 15-25% поступлений государственного бюджета от табачных акцизов в эти годы обеспечивали контрабандисты.
Структура налогообложения.
С 2007 года в РФ действует смешанная система акцизного налогообложения сигарет, основанная на следующих принципах: 1) ежегодно устанавливаются ставки адвалорного акциза на сигареты, как процент от их максимальной розничной цены, ежемесячно определяемой их производителем; 2) ежегодно устанавливаются ставки специфического акциза в твердых суммах на1000 сигарет вне зависимости от их стоимости, при этом для сигарет с фильтром и без фильтра эти твердые суммы разные; 3) если сумма специфического и адвалорного акциза не превышает установленную твердую сумму минимального специфического акциза, то величина акциза равняется минимальному акцизу.
Нынешняя политика налогообложения табачных изделий не приводит к сокращению их потребления. В 2008 году Россия ратифицировала Рамочную Конвенцию ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ). В Статье 6 РКБТ указано: «Стороны признают, что ценовые и налоговые меры являются эффективным и важным средством сокращения потребления табака различными группами населения, особенно молодежью». Ратифицировавшие РКБТ страны должны осуществлять меры налоговой политики в отношении табачных изделий, с тем, чтобы содействовать достижению целей в области здравоохранения, направленных на сокращение потребления табака.
К сожалению, проводившаяся в 2001–2009 годах акцизная политика не содействовала сокращению потребления табака. Данные международных исследований показывают, что налоговая и ценовая политика способствует снижению потребления табака только в том случае, если рост цен на табачные изделия превышает уровень инфляции. По данным Росстата, средние цены на пачку отечественных сигарет (т.е. российских брендов) с фильтром увеличились с 6,78 рублей в 2001 году до 11,87 рублей в 2008 году, то есть на 75%. При этом уровень инфляции за эти годы составил 262%. Если бы цены на сигареты росли в соответствии со средним уровнем инфляции, то в 2008 году цена пачки отечественных сигарет с фильтром должна была составлять 17,76 рубля, то есть в 1,5 раза больше реального уровня. Таким образом, сигареты в России фактически подешевели, что способствовало не снижению, а росту их потребления. Целый ряд опросов населения, проведенных различными агентствами в 2001–2008 годах, показали, что распространенность курения среди взрослого населения России колебалась в эти годы в пределах 31–40%, причем отличия уровней курения скорее объяснялись разной методикой опросов, а в целом распространенность курения в 2000-е годы являлась довольно стабильной.
Нынешняя система стимулирует потребление табачных изделий, не являющихся сигаретами, устанавливая для них более низкие ставки акциза. В 2001–2009 годах ставки акциза на сигареты повысились не менее чем в 5 раз, а на сигары, сигариллы, курительный и прочий табак – всего в 2–3 раза (Таблица 1). Научные данные показывают, что потребление любых табачных изделий вредит здоровью. Иные табачные изделия обычно не замещают, а дополняют потребление сигарет. Поэтому с точки зрения здоровья, повышение ставок акциза на все виды табачных изделий должно происходить равномерно.
Нынешняя система стимулирует потребление сигарет без фильтра, устанавливая для них более низкие ставки акциза. Несмотря на льготные ставки акциза, производство сигарет без фильтра ежегодно снижается (Таблица 2). В странах Европейского Союза ставки на сигареты с фильтром и без фильтра не отличаются, однако в странах бывшего СССР ставки акциза на сигареты без фильтра, как правило, меньше. С точки зрения здравоохранения нет оправдания поддержанию искусственно низких цен на сигареты без фильтра, так как, согласно ряду исследований, у потребителей сигарет без фильтра повышен риск рака легких. По мнению профессора Д. Заридзе, снижение заболеваемости раком легкого в РФ, среди прочих факторов, было обусловлено резким снижением доли сигарет без фильтра в общем объеме потребления сигарет.
Нынешняя система способствует ухудшению внешнеторгового баланса России. В Россию из-за низких ставок акциза стало выгодно легально ввозить табачное сырье, перерабатывать его в сигареты и продавать затем их для нелегального вывоза. В сочетании с высоким потреблением сигарет, которые почти полностью состоят из импортного табака, это приводит к высокому негативному балансу внешней торговли табаком и табачными изделиями. С 2003 по 2008 год величина этого баланса повысилась с 627 до 790 млн. долларов, а общая величина негативного баланса за эти годы составила почти 4 млрд долларов США. Это означает, что российские курильщики вложили более 100 млрд рублей в экономику других стран.
Таблица 2. Данные о рынке табачных изделий в РФ
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Производство сигарет и папирос (млрд штук) |
374 |
395 |
383 |
381 |
403 |
414 |
398 |
413 |
Из них сигарет без фильтра и папирос |
150 |
|
84 |
67 |
55 |
46 |
32 |
27 |
Экспорт сигарет (млрд штук) |
2 |
3 |
6 |
7 |
13 |
15 |
14 |
16 |
Импорт сигарет (млрд штук) |
10 |
7 |
4 |
3 |
5 |
7 |
4 |
6 |
Легальная продажа сигарет (производство – экспорт + импорт) |
382 |
399 |
381 |
377 |
395 |
406 |
388 |
403 |
Поступления акцизов на табачную продукцию,
которая производится на территории РФ (млрд рублей) |
9,2 |
11,7 |
18,2 |
23,3 |
28,9 |
35,4 |
49,3 |
63,7 |
Средняя цена на пачку отечественных сигарет с фильтром (рублей) |
6,78 |
7,150 |
7,57 |
7,95 |
8,45 |
9,15 |
10,00 |
11,87 |
Экспорт табака и табачных изделий (млн. долларов) |
|
|
95 |
121 |
219 |
238 |
205 |
432 |
Импорт табака и табачных изделий (млн. долларов) |
|
|
722 |
756 |
885 |
835 |
775 |
1222 |
Баланс внешней торговли (млн. долларов) |
|
|
-627 |
-635 |
-666 |
-597 |
-570 |
-790 |
Установленные ставки минимального акцизного налога фактически не работают. У минимального акциза две основных функции: 1) предотвращение снижения суммы уплаченного акциза в том случае, если производитель занижает максимальную розничную цену, и, следовательно, сумму адвалорного акциза; 2) замедление перехода потребителей на более дешевые сигареты при росте цен на них, так как при высоком уровне минимального акциза цены на дешевые сигареты растут в большей степени, чем на дорогие. Однако в РФ ставки минимального акциза очень низкие: в 2009 году они начинают действовать только для сигарет с фильтром дешевле 9 рублей за пачку и для сигарет без фильтра дешевле 7 рублей за пачку, хотя такие дешевые сигареты составляют очень малую долю рынка.
Низкая ставка адвалорного акциза поощряет начало курения среди молодежи. С 2007 по 2009 год ставка адвалорного акциза повысилась всего с 5% до 6% максимальной розничной цены. Между тем, в странах ЕС размер такой ставки колеблется от 13,6% в Дании до 58% во Франции. В соседних с Россией странах ЕС ставка адвалорного акциза равна: Финляндия – 52%, Эстония – 31%, Латвия – 34,5%, Литва – 20%, Польша – 31,41%, Болгария – 40,5%. В Украине эта ставка в 2008-2009 годах (в пересчете на процент от максимальной розничной цены) повысилась с 8,3% до 16,6%, а в августе 2009 года Кабинет Министров Украины предложил повысить эту ставку до 30%. Низкая ставка адвалорного акциза в РФ приводит к тому, что доля акциза в цене дешевых (9 рублей за пачку) сигарет с фильтром равняется 39%, тогда как в цене дорогих (Мальборо – 42 рубля за пачку) эта доля равна всего 13%. Это приводит к тому, что основная акцизная налоговая нагрузка ложится на потребителей дешевых сигарет с фильтром, тогда как потребители дорогих сигарет платят за свои сигареты заниженную цену. С точки зрения здравоохранения поощрять потребление дорогих сигарет нет смысла, так как отсутствуют научные данные, которые бы подтверждали бы больший или меньший вред сигарет разных ценовых категорий. К тому же искусственное занижение цен на дорогие сигареты приводит к росту курения среди подростков. Это связано с тем, что на подростков влияют два противоречивых фактора: с одной стороны, они начинают курить не ради удовлетворения никотиновой зависимости, а ради имиджа (особенно девушки), поэтому предпочитают дорогие марки сигарет; с другой стороны у них мало денег, чтобы купить много сигарет. Если цены на дорогие сигареты достаточно высоки, у подростков может не хватить денег на покупку той пачки сигарет, после которой баловство с сигаретами переходит в зависимость.
Уровень табачных акцизов довольно низок по сравнению с соседними странами. Уровень табачных акцизов в РФ является низким как в относительном (доля акцизов в розничной цене сигарет), так и в абсолютном выражении (сумма акцизного сбора на одну сигарету). Согласно директивам ЕС, доля акцизного налога в цене сигарет наиболее популярной ценовой категории должна превышать 57%. В России в 2008 году эта доля для сигарет с фильтром стоимостью 12 рублей за пачку (что соответствовало средней цене сигарет по данным Росстата) составляла 26%. В 2009 году для пачки сигарет стоимостью 14 рублей она составляла 27%, то есть вдвое меньше показателя ЕС. В Украине в июне 2009 года доля акцизов в цене сигарет с фильтром средней стоимости составляла 40%. В Китае, еще до повышения акцизов в мае 2009 года, доля акцизов в цене составляла 40%.
Сопоставление разных компонентов акциза в России и соседних странах (Таблица 3), показывает, что нынешние ставки акциза в России меньше, чем в большинстве соседних стран. Интегрированным показателем уровня акциза является уровень поступлений в бюджет с одной сигареты, который рассчитывается путем деления общих поступлений в бюджет от табачных акцизов на количество налогооблагаемых сигарет. Хотя поступления в бюджет РФ с одной налогооблагаемой сигареты в 2001-2008 годах увеличились с 2,4 до 15,8 копеек, эта сумма очень низка по сравнению с другими странами. Согласно Директиве ЕС 2002/10 сумма акциза с одной сигареты наиболее популярной ценовой категории должна быть не менее 0,064 евро, то есть 2,9 рубля. В 2008 году этот показатель в Польше равнялся 2,44 рубля, в 2007 году в Турции – 1,92 рубля. В Китае в 2005 году с 1,7 триллиона сигарет было получено 240 миллиардов юаней, что составляло тогда 0,5 рубля с сигареты. Эти данные показывают, что сумма акциза с одной сигареты в России может быть постепенно повышена не менее чем в 10 раз, хотя период повышения, по опыту новых стран ЕС, должен занять несколько лет.
В Украине в 2008 году сумма акциза с одной сигареты составляла 0,028 гривны (= 0,153 рубля), а за первые семь месяцев 2009 года она выросла до 0,067 гривны (= 0,255 рубля). К концу года этот показатель должен увеличиться, так как с мая 2009 года минимальный налог на одну сигарету с фильтром составляет в Украине 0,1 гривны (= 0,38 рубля). В России же ожидаемая сумма акциза с одной сигареты в 2009 году составляет 0,2 рубля.
Таблица 3. Ставки акцизного сбора на сигареты с фильтром в России и соседних странах (по состоянию на сентябрь 2009 года)
Акциз |
|
Россия |
Украина |
Беларусь |
Казахстан |
Китай |
Монголия |
Азербайджан |
Грузия |
Латвия |
Литва |
Эстония |
Финляндия |
Польша |
Специфический
(на 1000 штук) |
нац.
валюта |
150 |
60 |
|
|
3 |
|
|
|
22,5 |
132 |
500 |
15,1 |
138,5 |
рублей |
150 |
228 |
|
|
13 |
|
|
|
1418 |
1698 |
1400 |
681 |
1468 |
Минимальный (на 1000 штук) |
нац.
валюта |
177 |
100 |
6100 |
1000 |
|
6 |
|
20 |
|
|
|
|
196,2 |
рублей |
177 |
380 |
68 |
210 |
|
192 |
|
376 |
|
|
|
|
2079 |
Адвалорный (%) |
6 |
20 |
|
|
36-56 |
|
12 |
|
34,5 |
20 |
31 |
52 |
31,41 |
Таким образом, уровень акцизного налогообложения табачных изделий в России существенно меньше не только по сравнению со странами Европейского Союза, но также по сравнению с Украиной и другими соседними странами.
Основные задачи улучшения акцизного налогообложения табачных изделий
Уровни акцизного налогообложения табачных изделий в Российской Федерации должны быть повышены с целью решения следующих задач:
1) Сокращения потребления табачных изделий.
2) Повышения доходов государственного бюджета.
3) Снижения уровней нелегального ввоза и вывоза табачных изделий.
Также должны быть изменена и структура акцизных налогов с целью:
1. Уравнивания ставок акциза на сигареты с фильтром и без фильтра.
2. Установления работающей ставки минимального акцизного налога.
3. Равномерного повышения ставок акциза на все виды табачных изделий.
Варианты изменения акцизного налогообложения табачных изделий в 2010 году и их последствия
Из всех вариантов изменения акцизного налогообложения табачных изделий в 2010 году предлагается рассмотреть следующие четыре варианта:
1) Плановое повышение ставок акциза (в среднем на 20%) в соответствии с нынешним законодательством – вариант 2010-0.
2) Дополнительное повышение ставок акциза (в среднем на 33%), которое предлагает Министерство финансов, – вариант 2010-1.
3) Умеренное повышение ставок акциза (в среднем в 2,2 раза), исходя из двух параметров: выравнивание ставок акциза с Украиной и приведение средних цен на сигареты в 2010 году до того уровня, какими они должны были быть, если бы эти цены в 2001-2010 году повышались бы в соответствии со средним уровнем инфляции – вариант 2010-2.
4) Существенное повышение ставок акциза (в среднем в 3,5 раза), исходя из двух параметров: установление минимального уровня акциза в размере 12 рублей за пачку и выравнивание акцизов на сигареты с фильтром и без фильтра – вариант 2010-3.
Данные варианты представлены в Таблице 4.
Таблица 4. Предлагаемые ставки акциза на сигареты в 2010 году
|
сигареты с фильтром |
сигареты без фильтра |
|
Специфический
(на 1000 штук) |
Минимальный
(на 1000 штук) |
адвалорный (%) |
Специфический
(на 1000 штук) |
минимальный
(на 1000 штук) |
адвалорный (%) |
2009 |
150 |
177 |
6 |
72 |
93 |
6 |
2010-0 |
180 |
216 |
6,5 |
92 |
118 |
6,5 |
2010-1 |
205 |
250 |
6,5 |
125 |
155 |
6,5 |
2010-2 |
300 |
425 |
12 |
200 |
275 |
12 |
2010-3 |
400 |
600 |
20 |
400 |
600 |
20 |
Мы здесь ограничимся анализом акцизной политики только на 2010 год, так как предложения на последующие годы будут зависеть от того, какой из предложенных вариантов будет выбран. Более того, предложения на последующие годы имеет смысл вырабатывать после тщательного изучения реальных последствий выбранного варианта.
Структура налогообложения
Мы пока не обсуждаем детально повышение ставки акциза на табачные изделия, помимо сигарет, но в вариантах 2010-2 и 2010-3 предполагается увеличить ставки акциза на такие изделия пропорционально повышению специфических ставок акциза на сигареты, а также дополнить специфический акциз адвалорным, который будет одинаковым для всех видов табачных изделий. В варианте 2010-2 предлагается повысить ставки на сигары, сигариллы и табак почти в полтора раза, но без введения адвалорного налога на такие изделия.
Что касается минимального акциза, то для сигарет с фильтром он будет действовать: при 2010-0 – для сигарет 11 рублей за пачку и дешевле; при 2010-2 – для сигарет дешевле 14 рублей за пачку; 2010-2 - для сигарет дешевле 21 рубля за пачку; 2010-3 – для сигарет дешевле 20 рублей за пачку. Только в варианте 2010-2 минимальный налог будет действовать для существенной части рынка.
Адвалорная часть акцизного налога в вариантах 2010-0 и 2010-1 остается чрезвычайно низкой, и только в варианте 2010-3 удастся добиться паритета стоимостных налогов с Украиной (в России: 20% акциз + 18% НДС = 38%, в Украине: 16,7% акциз + 20% НДС = 36,7%).
Повышение цен на сигареты и его влияние на их потребление
Расчет цен на сигареты исходил из того, что безналоговая часть цены (максимальная розничная цена минус акциз минус НДС) повысится примерно на 10% от уровня 2009 года. Результаты расчета цен представлены в Таблице 5. Влияние повышения цен на потребление сигарет оценивалось при показателе эластичность реальных цен 0,25 и годовом уровне инфляции 10%. Это означает, что при росте цен на 50%, потребление снизится на (50%-10%)*0,25=10%.
Вариант 2010-0. Цены повысятся на 12-17%, потребление сигарет снизится примерно на 1%.
Вариант 2010-1. Цены на сигареты с фильтром повысятся на 14-24%, их потребление снизится примерно на 2%. Цены на сигареты без фильтра вырастут на 29% и их потребление может упасть на 5%.
Вариант 2010-2. Цены на сигареты с фильтром повысятся на 29-72%, в среднем на 40%, их потребление снизится примерно на 8%. Цены на сигареты без фильтра вырастут на 70% и их потребление может упасть на 12%. Цены на пачку сигарет с фильтром, которая в 2008 году стоила 12 рублей (средний уровень цен по данным Росстата) вырастут до 20,5 рублей. В 2001 году средняя цена пачки отечественных сигарет с фильтром составляла 6,78 рублей. Уровень инфляции в 2001-2008 годах составил 262%. Если бы цены на сигареты росли в соответствии с уровнем инфляции, в 2008 году эта цена должна была бы составлять 17,76 рубля. Если в 2009 году уровень инфляции будет равен 12%, а в 2010 году – 10%, эта цена должна была бы вырасти до 21,88 рублей, что даже больше прогнозируемого при данном варианте уровня цен.
Вариант 2010-3. Цены на сигареты с фильтром повысятся на 52-117%, в среднем на 80%, их потребление снизится примерно на 20%. При этом часть потребителей перейдет на курение более дешевых марок, и поэтому рост средних цен будет меньше. Цены на сигареты без фильтра вырастут на 180% и их потребление может упасть на 40%.
С точки зрения здравоохранения варианты 2010-0 и 2010-1 не дают ожидаемого эффекта, так снижение потребление на 1-2% практически неощутимо. Вариант 2010-3 дает более ощутимое воздействие на снижение потребления сигарет, чем вариант 2010-2, но нужно оценить насколько это воздействие будет ослаблено переходом части курильщиков на более дешевые и/или нелегальные сигареты.
Доходы государственного бюджета
Для прогноза доходов была вначале оценена средняя расчетная цена сигарет, необходимая для оценки поступлений от адвалорного налога. В 2008 году было произведено 386 млрд сигарет с фильтром (из них 16 млрд экспортировано) и 27 млрд сигарет без фильтра. Общие поступления акцизов на табачную продукцию, произведенную на территории РФ, составили 63,7 млрд рублей. При ставке минимального акциза 72 рубля на 1000 сигарет без фильтра, поступления от этих сигарет составили примерно 27 * 0,072 = 2 млрд рублей. При ставке специфического акциза 120 рублей на 1000 сигарет с фильтром, поступления от этой части акциза составили 370*0,12= 44,4 млрд рублей. Это означает, что поступления от адвалорного налога составили 63,7 – 44,4 – 2 = 17,3 млрд рублей. Расчет показывает, что при ставке адвалорного акциза 5,5%, средняя расчетная цена пачки из 20 сигарет должна была составлять 17,3 / 370 /0,055 *20 = 17,06 рубля. Это величина выше, чем средняя цена по данным Росстата, но это частично обусловлено тем, что минимальный акциз фактически повышает долю адвалорного налога у дешевых сигарет, а также тем, что мы не учитываем поступления от табачных акцизов помимо сигарет. Тем не менее, средняя расчетная цена пачки является полезным показателем для прогноза акцизных поступлений.
Аналогичный расчет для 2007 года дает среднюю расчетную цену пачки 13,84 рубля. На основании этой цены можно оценить общий денежный объем рынка, который в 2007 году составил: 13,84 рубля /20 * 354 млрд сигарет с фильтром = 244 млрд рублей, что, с учетом рынка сигарет без фильтра, довольно точно соответствует оценке рынка в 2007 году, которую дал Табакпром – 250 млрд рублей. Это еще раз подчеркивает полезность такого показателя как средняя расчетная цена пачки.
Аналогичные расчеты для 2008 года показывают, что объем рынка вырос до 320 млрд рублей. Если для 2009 года принять следующие параметры: будет произведено 390 млрд сигарет с фильтром (из них 15 млрд экспортировано) и 25 млрд сигарет без фильтра, а доходы бюджета от акцизов на табачную продукцию составят 80 млрд рублей, то средняя расчетная цена пачки в 2009 году будет равна 19 рублей, а объем рынка – 366 млрд рублей.
Для расчетов поступлений в бюджет мы принимаем, что при варианте 2010-0 средняя расчетная цена пачки в 2010 году будет равна 21,5 рубля, а при варианте 2010-1 – 22 рубля. При вариантах 2010-2 и 2010-3 расчетная цена пачки при неизменной структуре потребления должна была составить соответственно 26,5 и 33 рубля (см. Таблицу 5), однако, учитывая переход части потребителей на более дешевые сигареты, мы примем, что эти цены составят 25 и 30 рублей.
Мы также принимаем для расчетов, что потребление сигарет в каждом из вариантов будет снижаться согласно вышеуказанным величинам. Одновременно мы допускаем, что при вариантах 2010-2 и 2010-3 будет происходить рост контрабанды сигарет В Россию и снижения уровня контрабанды сигарет ИЗ России. Результаты оценки поступлений в бюджет изложены в Таблице 6.
В любом из предложенных вариантов будет происходить рост акцизных поступлений в бюджет по сравнению с 2009 годом. Однако при варианте 2010-2 поступления повысятся вдвое, а при варианте 2010-3 дополнительные поступления составят более 100 млрд рублей. Любые реалистические оценки уровней возможной контрабанды сигарет показывают, что варианты 2010-2 и 2010-3 дают гораздо больше поступлений в бюджет, чем варианты 2010-0 и 2010-1.
Доходы от НДС на табачные изделия зависят от общего денежного объема табачного рынка. В 2009 году этот объем будет примерно равен 366 млрд рублей, следовательно, доходы от НДС составят 56 млрд рублей. В предложенных четырех вариантах объем рынка будет составлять от 408 до 440 млрд рублей, то есть в любом случае поступления от НДС вырастут и составят 62-67 млрд рублей, при этом они будут наибольшими при варианте 2010-2.
Оценки уровней контрабанды
Наибольшую потенциальную опасность контрабанды сигарет в Россию представляет контрабанда сигарет из Украины ввиду большого потенциала производства сигарет и близости густонаселенных областей. В 2010 году минимальная ставка акциза на сигареты с фильтром в Украине составит 115 гривен на 1000 сигарет ( = 437 рублей). Это примерно равно соответствующей ставке в России при варианте 2010-2, существенно больше, чем при вариантах 2010-0 и 2010-1, и несколько меньше (примерно на 3 рубля за пачку), чем при варианте 2010-3. Нужно также учесть, что в Украине адвалорная ставка акциза фактически равна 16,6% от максимальной розничной цены (а правительство Украины недавно предложило повысить эту ставку до 30%), а НДС в Украине составляет 20%, тогда как в России – 18%. В целом, хотя при варианте 2010-3 уровень акциза на отдельные марки сигарет может быть выше в России, разница цен будет не столь большой, чтобы экономически оправдывать массовую контрабанду сигарет из Украины в Россию. Для сведения к минимуму контрабанды между странами наиболее благоприятным является вариант 2010-2.
Возможные уровни контрабанды сигарет из Казахстана, Беларуси и Азербайджана (даже если ставки налога там не повысятся) будут невелики ввиду малых производственных мощностей этих стран и небольшой разницы величины акциза (см. Таблицу 3). Возможна контрабанда контрафактных сигарет из Китая, однако контрабанда из-за разницы акцизов и цен маловероятна, учитывая к тому же приверженность большинства курильщиков конкретным маркам.
При любом из вариантов сохраняется высокая разница ставок акциза между Россией и странами ЕС, так что контрабанда сигарет из России в эти страны остается пока неизбежной. Необходимо отметить, что данная контрабанда представляет собой нелегальный вывоз сигарет, которые были легально, с уплатой всех налогов, произведены и проданы в России. При вариантах 2010-2 и 2010-3 уровень этой контрабанды может уменьшиться и может показаться, что это невыгодно с точки зрения бюджетных поступлений. Однако снижение объема контрабанды будет более чем компенсировано увеличением акцизной нагрузки на оставшуюся часть контрабандных сигарет.
Отношение разных групп в России к разным вариантам повышения табачных акцизов
Общественное здравоохранение. Так как силы общественного здравоохранения главным образом заинтересованы в снижении уровня вызванных табаком болезней и смертей, для чего нужно снижать уровень потребления табачных изделий, они будут в наибольшей степени поддерживать вариант 2010-3, а вариант 2010-0 является для них совершенно неприемлемым. При этом переход части потребителей на более дешевые сигареты, в том числе нелегальные, не представляет угрозы для здоровья населения, так как все сигареты с фильтром, независимо от цены, одинаково вредны для здоровья, а нелегальные сигареты, как правило, являются сигаретами, легально, с соблюдением всех стандартов, произведенные в одной стране, а затем нелегально, без уплаты акцизов и пошлин, перевезенные в другую страну. Для предотвращения перехода на сигареты без фильтра ставки акциза на эти сигареты повышаются в большей степени.
Министерство финансов. Для Министерства финансов главный интерес представляет рост поступлений в государственный бюджет и поэтому вариант 2010-3 для них должен являться наиболее предпочтительным. Однако следует учесть, что сотрудники министерства длительное время подвергались идеологической обработке со стороны представителей табачных компаний, которые использовали все аргументы для удержания наиболее низкого уровня акцизов. Даже если исключить коррупционный момент этих отношений, сотрудникам Министерства будет нелегко признать, что они отказывались от вариантов повышения акцизов, которые могли бы принести больше доходов в бюджет. Тем не менее, если среди этих сотрудников есть профессионалы, готовые внимательно проверить представленные расчеты, вполне возможно, что они поддержат вариант 2010-2 или 2010-3.
Табачная индустрия. Более 90% выпуска табачных изделий в России контролируется транснациональными табачными компаниями, которых ни в коей мере не интересует здоровье россиян, а только их деньги. Внутренние документы табачных компаний показывают, что их подход к акцизам строится на двух основных принципах: 1) держать акцизы на возможно низком уровне и 2) если соглашаться на повышение ставок акциза, то только на такое, которое не приводит к повышению уровня цен на табачные изделия выше уровня инфляции. Поэтому акцизная политика 2001-2009 годов устраивала табачные компании. Из нынешних вариантов им подходит только вариант 2010-0, а 2010-3 для них наихудший, так как приведет к наибольшему снижению потребления табачных изделий.
Следует учесть, что после ратификации Россией Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ) политика налогообложения табачных изделий стала относиться к мерам общественного здравоохранения. В Статье 5.3 РКБТ указано, что «при разработке и осуществлении своей политики общественного здравоохранения по борьбе против табака Стороны действуют таким образом, чтобы защитить свою политику от воздействия коммерческих и других корпоративных интересов табачной промышленности». Исходя из вышесказанного, табачную индустрию следует устранить из числа сторон, которые будут принимать решение о том, какой из предложенных вариантов налогообложения выбрать. При этом у табачной индустрии сохраняется возможность публично выражать свое мнение по данным вопросам.
Население. В России более 60% взрослого населения являются некурящими и их изменение ставок акциза непосредственно не затрагивает. Большинство курильщиков открыто признается в том, что хочет, но пока не может, прекратить курить, и для них повышение цен на сигареты может стать дополнительным стимулом для прекращения курения. Многие курильщики согласятся на повышение цен на сигареты, если это поможет предотвратить курение среди детей. В варианте 2010-2 предлагается повысить цены на сигареты в соответствии с уровнем инфляции в 2001-2010 годах, и многие курильщики признают это справедливым. Поддержка повышению ставок налога усилится, если будет ясно, на какие цели будут потрачены дополнительные доходы. Например, в США все дополнительные средства от повышения федерального акцизного налога пошли на медицинское страхование детей. Следует учесть, что вариант 2010-3 вызывает очень резкое повышение на сигареты без фильтра, которые в основном курят пожилые люди с высокой степенью никотиновой зависимости, и это может вызвать среди них недовольство.
Итоговое сравнение вариантов
Вариант 2010-0. Не позволяет сократить уровни курения и дает очень низкие дополнительные поступления в бюджет. Стимулирует контрабанду сигарет из России. Устраивает только табачную индустрию.
Вариант 2010-1. Возможное сокращение уровней курения будет мизерным. Низкая ставка адвалорного налога не поможет снизить уровни курения среди молодежи. Ставки налога остаются более низкими по сравнению с большинством соседних стран. Поступления в бюджет будут выше, чем в предыдущем варианте, также несколько улучшается структура налогообложения.
Вариант 2010-2. Позволяет несколько сократить уровни курения. Выравнивает ставки акциза с Украиной, что сводит к минимуму контрабанду сигарет между этими странами. Позволяет получить вдвое больше акцизных поступлений в бюджет, чем в 2009 году. При грамотной информационной поддержке не вызовет массового недовольства среди населения.
Вариант 2010-3. Существенно сокращает уровни курения, особенно среди молодежи. Дает наибольшие поступления в бюджет даже при возможном увеличении контрабанды сигарет в Россию. Может вызвать недовольство у пожилых и бедных курильщиков.